Рубрику ведет Татьяна ПОГОРЕЛОВА
Пенсия
– В свое время в моей трудовой книжке была сделана неправильная запись о приеме на работу. Вместо должности “тренер-преподаватель” ДЮСШ записана должность “тренер”. Теперь я не могу оформить пенсию за выслугу лет, так как наименование должности, указанной в моей трудовой книжке, не соответствует наименованию, указанному в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет. Возможно ли восстановление необходимого педагогического стажа для получения пенсии за выслугу лет?
В.СИДОРИХИН
Льгов,
Курская область
– Для восстановления необходимого педагогического стажа для получения пенсии за выслугу лет работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам с заявлением к работодателю , т.е. образовательному учреждению – ДЮСШ, о принудительном внесении изменений в его трудовую книжку о наименовании должности, работа в которой засчитывается в выслугу лет (основание: ст. 204 КЗоТ РФ, а также пункт 9.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 02.08.1985 г. N 252).
В случае, если комиссия по трудовым спорам не будет создана или в течение 10 дней с момента обращения работника заявление не будет рассмотрено, то работник должен обратиться с подобным заявлением в суд.
В вашей трудовой книжке указано, что вы приняты на должность “тренера” ДЮСШ, а в выслугу входит только работа в должности “тренера-преподавателя”. Если же фактически вы осуществляли должностные обязанности тренера-“преподавателя”, а комиссия по трудовым спорам в ДЮСШ не создана, то для восстановления педагогического стажа вы вправе обратиться в суд с иском к ДЮСШ о внесении изменений в трудовую книжку о перемене наименования должности “тренера” на должность “тренер-преподаватель” с даты приема на работу.
В ходе судебного разбирательства вам необходимо доказать, что фактически в период работы вы выполняли должностные обязанности по той должности, которую просите на основе судебного акта внести в трудовую книжку.
В случае, если комиссия по трудовым спорам в организации все же будет создана, необходимо иметь в виду, что любые решения комиссии по трудовым спорам, не обжалованные в установленном порядке, вступают в законную силу, т.е. приобретают юридическую силу, аналогичную судебному решению. По решениям, вступившим в законную силу, комиссия по трудовым спорам выдает удостоверение. И удостоверение комиссии по трудовым спорам, и исполнительный лист, выданный судом, подлежат исполнению в соответствии с законодательством об исполнительном производстве.
Споры о внесении изменений в трудовую книжку работников относятся к трудовым, поэтому истцы не уплачивают государственную пошлину.
– Я получаю пенсию по случаю потери кормильца за умершего отца. Мне 19 лет и учусь в вечерней общеобразовательной школе. Уроки у нас проводятся так же, как и в дневной школе. Мы обязаны присутствовать на всех занятиях, на уроках проводится опрос и выставляются оценки. Так же, как и в дневной школе, я выполняю домашние и контрольные задания. Единственное отличие – мы учимся вечером. Имею ли я право на выплату пенсии?
Н.САЛЬЦОВА
Тамбов
– Согласно статье 51 Закона РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (в ред. федерального закона от 04.11.2000 г. N 134-ФЗ) обучающиеся в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца до окончания обучения по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм , за исключением образовательных учреждений дополнительного образования.
Таким образом, если в уставе вечерней общеобразовательной школы наряду с другими формами обучения, установленными ст. 10 Закона РФ “Об образовании” от 10.07.1992 г. N 3266-1 предусмотрена и очная форма обучения, ученики вечерней общеобразовательной школы в возрасте старше 18 лет, обучающиеся по очной форме обучения в вечернее время, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при наличии соответствующей справки с места учебы с указанием формы обучения.
Трудовые отношения
– Я – молодой специалист, работаю учителем в школе. У нас говорят, что таким, как я, положены льготы. Где можно ознакомиться с этими льготами? Например, какими законами регламентируется установление методического дня?
О.АКСЮТА
Иваново
– К сожалению, действующим российским трудовым законодательством в КЗоТе РФ для молодых специалистов почти не предусмотрено никаких специальных льгот. Только в статье 21 КЗоТ РФ содержится запрет на установление испытания при приеме на работу молодых специалистов по окончании высших учебных заведений.
Не предусмотрено дополнительных льгот молодым специалистам и в Федеральных нормативных актах в области образования (законах, постановлениях Правительства РФ и т.д.).
Однако существуют Примерные правила трудового распорядка учреждений образования, утвержденные письмом Минобразования РФ от 01.01.1986 г. Они декларируют вопросы учебной нагрузки, расписания уроков педагогических работников на новый учебный год и так далее. Такие вопросы устанавливаются директором школы по согласованию с соответствующим профсоюзным органом с учетом мнения трудового коллектива. Учебная нагрузка определяется Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Согласно действующему законодательству для педагогов устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.
При этом в соответствии с п. 25 вышеназванных Правил педагогическим работникам по возможности предоставляется один свободный день в неделю для методической работы и повышения квалификации..
Таким образом, предоставление методического дня отнесено к предмету локального регулирования и может быть зафиксировано в локальных нормативных актах школы, в том числе уставе школы, коллективном договоре, заключаемом работниками (профсоюзом) с работодателем (директором школы).
Необходимо напомнить также и то, что в соответствии со ст. 32 Закона РФ “Об образовании” право устанавливать доплаты и надбавки работникам отнесено к компетенции самого образовательного учреждения. Поэтому исходя из пределов средств самого образовательного учреждения, могут в конкретном образовательном учреждении устанавливаться доплаты и надбавки молодым специалистам.
В настоящее время территориальные региональные администрации проводят особые программы по привлечению в школы молодых специалистов (например, предоставляется внеочередное жилье, выплачиваются единовременные суммы материальной помощи и т.д.). Советуем вам на месте обратиться в территориальный отдел управления обрязования за разъяснением о возможности предоставления каких- либо льгот молодым специалистам в вашей области.
– Какова продолжительность рабочей недели учителя в случае замещения вакантной должности педагога дополнительного образования (0,5 ставки)? Возможно ли засчитывать дополнительное рабочее время 0,5 ставки в основное рабочее время (в качестве учителя)?
Л.ШИКИНА
пос. Ванино,
Хабаровский край
– В соответствии с п. 8 Перечня работ, которые не считаются совместительством (приложение к Положению об условиях работы по совместительству, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР, ВЦСПС от 09.03.1989 г. N 81/ 604-К-3/ 6-84 с изменениями и дополнениями в редакции на 05.11.1999 г.) не считается работой, выполняемой по совместительству, выполнение учителями и преподавателями школ в том же учебном заведении сверх установленной нормы учебной нагрузки, педагогической работы и работы по руководству кружками. Указанная работа включается в общее время работника.
Замещение вакантной должности осуществляется на условиях почасовой оплаты труда на срок не свыше двух месяцев. При замещении, если оно продолжалось свыше двух месяцев, производится увеличение недельной (месячной_ учебной нагрузки учителя (п. 5.1 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (письмо Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования РФ от 16.01.2001
N 20-58-196/20-5/7).
В соответствии с пунктом 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 “Об образовании” максимальная допустимая продолжительность рабочей недели педагогических работников составляет 36 часов.
Аттестация
– Можно ли делегировать право проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационной комиссии образовательного учреждения?
Г.ТОЛОГУБОВ
Черлакский район,
Омская область
– Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утверждено приказом Минобразования России от 26.06.2000 N 1908) предусматривает делегирование права проведения аттестации педагогических и руководящих работников на первую квалификационную категорию аттестационным комиссиям образовательных учреждений за следующим исключением.
В соответствии с п. 3.2 Положения Министерство образования Российской Федерации, федеральные ведомственные органы управления образованием могут делегировать право проведения аттестации на первую квалификационную категорию педагогических и руководящих работников (кроме директоров, начальников, заведующих) образовательных учреждений только федерального подчинения и только непосредственно образовательному учреждению федерального подчинения. В указанном случае образовательному учреждению делегируется и право присвоения таким работникам первой квалификационной категории.
Обращаем ваше внимание на то, что Минобразование России и Профсоюз работников народного образования и науки выпустили письмо от 14.12.2000 N 22-06-1375/175, в котором представлены подробные ответы на наиболее встречающиеся вопросы по применению нового положения об аттестации.
Рабочее время
– Существуют ли какие-либо ограничения в количестве отработанных часов за месяц, год с полной их оплатой для воспитателя детского сада?
К. СУЛЯЕВА
Сибай,
Башкортостан
В соответствии с п.8 приложения к Положению об условиях работы по совместительству, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и секретариата ВЦСПС от 09.03.1989 г. N 81/604-К-3/6-84, педагогическая работа в том же дошкольном или другом детском учреждении сверх установленной нормы часов не является совместительством. Поэтому воспитатель может работать в том же детском саду более чем на одну ставку с оплатой труда за фактическое количество часов педагогической работы в неделю.
Месячная заработная плата воспитателей детского сада, выполняющих педагогическую работу в том же образовательном учреждении в большем объеме, чем установлено за одну ставку заработной платы, определяется в соответствии с пунктом 92 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (утверждена приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94), путем умножения размера ставки заработной платы на фактическое количество часов педагогической работы в неделю и деления полученного произведения на норму часов педагогической работы, установленную за одну ставку.
Например, для определения месячной заработной платы воспитателя при 10-часовом рабочем дне пятидневной рабочей недели следует его ставку зарплаты умножить на 50 часов работы в неделю (т.е. полученные путем умножения 10 часов работы в день на 5 дней в неделю) и разделить на 36 часов (норма часов за ставку воспитателя в детских садах общего режима).
Установленная таким образом при тарификации заработная плата должна выплачиваться ежемесячно, независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.
Почасовая оплата труда воспитателей может применяться только при оплате за часы, данные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам других воспитателей, за период, не превышающий двух месяцев.
Компенсация
– С сентября 1995 года по май 1999 года я вела педагогическую деятельность (6 часов в неделю) в школе по совместительству, работая в этой же школе по основной должности лаборанта. В то время задерживали компенсацию на методическую литературу. В 2000 году всем педагогам возвратили долги по указанной компенсации. Мне “методическое пособие” не выплатили на том основании, что я вела уроки по совместительству и менее ставки. Правомерно ли это?
Л.КОРМИЛИЦЫНА
д. Лощинино,
Касимовский район,
Рязанская область
– Законом Российской Федерации “Об образовании” (ст. 55, п. 8) установлено, что денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться педагогическим работникам образовательных учреждений ежемесячно. Каких-либо ограничений в этом законе не установлено, т.е. не указано, кому и в какие периоды эта денежная компенсация не выплачивается. Следовательно, денежная компенсация на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий должна выплачиваться ежемесячно всем педагогическим работникам образовательных учреждений, состоящим в трудовых отношениях с образовательным учреждением (в том числе во время нахождения в очередных, дополнительных и других отпусках, в период получения пособия по временной нетрудоспособности и т.д.), а также работающим на условиях совместительства при условии, если по основному месту работы они не имеют права на ее получение.
С 1 января 2001 года размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой педагогическим работникам общеобразовательных учреждений составляет 100 рублей.
В то время, о котором идет речь в вашем письме, компенсация для работников общеобразовательных учреждений выплачивалась в размере одного минимума оплаты труда.
Компенсация должна выплачиваться независимо от объема учебной нагрузки (педагогической работы). Такое положение закреплено в письме Минобразования РФ от 25.11.1998 г. N 20-58-4046/20-4 “О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений”.
Есть еще одно обстоятельство, на которое мы должны обратить внимание. В соответствии со ст. 216 КЗоТ РФ при рассмотрении трудовых споров о денежных требованиях, орган, рассматривающий спор, имеет право вынести решение о выплате работнику причитающихся сумм не более чем за три года.
Комментарии