Рубрику ведет Татьяна ПОГОРЕЛОВА
Трудовые отношения
– Нашему образовательному учреждению требуется программист. Каким образом должен устанавливаться разряд оплаты труда? Должен ли такой работник проходить аттестацию и какие квалификационные категории присваиваются инженерно-техническим работникам в образовательных учреждениях?
Н.СОМУШКИНА
Екатеринбург
– Разряды оплаты труда инженерно-технических работников образовательных учреждений, в том числе программиста, устанавливаются в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 06.06.1996 г. N 32 “Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих”.
В отличие от педагогических работников, у которых разряды оплаты труда зависят от присвоенных по результатам аттестации квалификационных категорий, специалистам по общеотраслевым должностям служащих, в том числе инженерно-техническим работникам (программистам, инженерам, электронщикам), предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками категории (II категория, I категория, наименование “ведущий”) не присваиваются, а являются частью наименования их должности.
Основанием для оплаты труда программиста по 8-9-му разряду является введение в штатное расписание образовательного учреждения должности “программист II категории”; по 10-11-му разряду – “программист I категории”, а по 12-13-му разряду – “ведущий программист”. Если в штатном расписании образовательного учреждения предусмотрена должность “программист”, то оплата его труда будет осуществляться по 6-7-му разряду.
Работник, принимаемый на должности “программист II категории”, “программист I категории” или “ведущий программист”, аттестуется в соответствии с Положением об аттестации, утвержденным постановлением Минтруда России от 23.10.1992 г. N 27, на соответствие уровня его квалификации требованиям тарифно-квалификационной характеристики. К указанным должностям, соответственно, предъявляются следующие требования:
“программист II категории” – высшее профессиональное образование и стаж работы в должности программиста не менее 3 лет;
“программист I категории” – высшее профессиональное образование и стаж работы в должности программиста II квалификационной категории не менее 3 лет;
“ведущий программист”- высшее профессиональное образование и стаж работы в должности программиста I категории не менее 3 лет.
В соответствии с п. 7 приложения 2 к постановлению Минтруда России от 06.06.1996 г. N 32 в случае, если на более высокую должность (например, ведущего программиста) необходимо принять работника, не имеющего требуемого согласно тарифно-квалификационной характеристике стажа работы в должности программиста II и I категорий, но обладающего достаточным практическим опытом (например, работавшего длительное время на должности программиста или другой должности по профилю) и выполняющего качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, то по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, это допускается. Такому работнику может быть установлен разряд оплаты в пределах предусмотренного диапазона разрядов для данной должности, так же, как и лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы.
Примерно таким же образом устанавливается оплата труда библиотекарей образовательных учреждений. Но библиотекари аттестуются на соответствие уровня их квалификации требованиям ТКХ, утвержденных постановлением Минтруда России от 01.02.1995 г. N 8, в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации в организациях культуры и искусства, утвержденным приказом Минкультуры России от 13.11.1992 г. N 344.
Школа и ученик
– Можно ли привлекать учащихся к работам на пришкольном участке и каким-либо другим видам работ?
Е.МАРУСОВА
Кемерово
– В соответствии с п. 14 ст. 50 Закона РФ “Об образовании” привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Поэтому для того чтобы послать обучающегося на сельскохозяйственные работы или привлечь к любому другому труду, не предусмотренному образовательной программой, требуется одновременное согласие этого ученика и его родителей (законных представителей).
Если привлечение обучающегося к определенному труду предусмотрено утвержденной образовательным учреждением образовательной программой, то получение согласия на участие в нем от самого обучающегося и его родителей не требуется, выполнение этой работы является для него обязательным, если данный труд не предусмотрен в факультативном курсе или не противопоказан конкретному обучающемуся по медицинским или иным объективным показаниям.
– Мой сын закончил школу с двумя двойками. Возможно ли его перевести в следующий класс?
Н.КОРНЮХОВА
Белорецк,
Башкортостан
– К сожалению, обучающиеся на ступенях начального общего или основного общего образования, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, не переводятся для обучения в следующий класс.
В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона РФ “Об образовании” образовательное учреждение обязано предоставить им возможность выбора:
– остаться на повторное обучение в обычном классе или в классе компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагога;
– продолжить обучение в форме семейного образования.
Выбор формы или вида дальнейшего обучения осуществляют родители обучающихся.
Отпуск
– В Трудовом кодексе РФ есть статья 126 “Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией”. В ней сказано, что часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. Распространяется ли это положение на учителей?
Г.ВИДМАНОВА
с. Алекино-Поляна,
Тетюшский район,
Республика Татарстан
– В соответствии со ст. 126 ТК РФ администрация действительно может часть отпуска, превышающую 28 календарных дней, заменить денежной компенсацией по письменному заявлению работника.
Той же статьей предусмотрено, что замена отпуска денежной компенсацией не допускается беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Таким образом, учителя никаким образом не ограничены в праве, предоставленном статьей 126 ТК РФ.
В бюджетных учреждениях при решении вопросов о выплате компенсации за часть отпуска необходимо учитывать финансовые возможности учреждения, поскольку за один и тот же период работнику нужно будет заплатить и денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, и заработную плату.
Учитывается также и то, что период, за который работник претендует получить денежную компенсацию, может совпасть с каникулярным периодом, когда работа по специальности в основном отсутствует. Поэтому в целях наиболее эффективного решения вопросов выплаты компенсации за неиспользованный отпуск случаи и периоды, за которые работникам может выплачиваться денежная компенсация, целесообразно предусматривать в коллективном договоре.
Путем выплаты денежной компенсации возможно, например, разрешать проблему с неиспользованными отпусками у руководящих работников, которые часто не могут использовать полностью отпуск по причине подготовки школы к новому учебному году в связи с различными обстоятельствами.
В письме Минтруда РФ от 25.04.2002 г. N 966-10 изложена позиция Минтруда РФ по применению статьи 126 Трудового кодекса РФ.
В частности Минтруд обращает внимание на то, что в настоящее время существуют два мнения по поводу применения положений указанной статьи.
С одной точки зрения, возможна выплата денежной компенсации за все дни неиспользованных отпусков, т.е. при соединении нескольких отпусков (в частности, за прошлые годы) компенсация выплачивается за все количество дней, превышающих основной отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Другая точка зрения предполагает, что замене денежной компенсацией подлежит только та часть каждого из неиспользованных отпусков, которая превышает 28 календарных дней.
Минтруд РФ рекомендует впредь, до формирования практики применения ТК РФ, а также судебной практики по данному вопросу, решать этот вопрос по соглашению сторон.
При этом отмечается, что замена отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью работодателя.
– Я работаю учителем на Крайнем Севере. В следующем году моя дочь заканчивает школу и будет поступать в институт, расположенный в г. Екатеринбурге. Имею ли я право на то, чтобы мне предоставили оплачиваемый отпуск для того, чтобы сопровождать ребенка для сдачи экзамена в институт?
Л.АНДРЕЕВА
Верхоянск
– В соответствии со ст. 322 Трудового кодекса РФ по просьбе одного из работающих родителей (опекуна, попечителя) работодатель обязан предоставить ему ежегодный оплачиваемый отпуск или его часть (не менее 14 календарных дней) для сопровождения ребенка в возрасте до восемнадцати лет, поступающего в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования, расположенные в другой местности. При наличии двух и более детей отпуск для указанной цели предоставляется один раз для каждого ребенка. Внеочередное предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска также предусмотрено и в ст. 23.1 Закона РФ от 19.02.93 N 4520-1 “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”.
Оплата труда
– Предусмотрена ли в действующем законодательстве выплата библиотечным работникам образовательных учреждений надбавки за выслугу лет?
И.ШЕЙНИНА
Саратовская область
– Действующим федеральным законодательством (Закон РФ “Об образовании”, Федеральный закон “О библиотечном деле”) выплата библиотечным работникам образовательных учреждений надбавки за выслугу лет не предусмотрена.
Однако в законодательстве отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена выплата библиотечным работникам бюджетных учреждений, в том числе образовательных, надбавки за выслугу лет. Такие надбавки выплачиваются, например, в Республике Саха (Якутия), Республике Карелия, Псковской области и других регионах. Порядок установления надбавки определяется нормативным актом конкретного субъекта РФ, в котором также определяется, за счет каких средств устанавливается библиотечным работникам надбавка за выслугу лет.
При этом надо помнить, что и само образовательное учреждение вправе устанавливать своим библиотечным работникам надбавку за выслугу лет за счет собственных внебюджетных средств. Основание: п.5 постановления Правительства РФ от 14.10.92 N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” (в ред. от 27.02.95 N 189).
– Я работаю учителем физкультуры в школе, имею первую квалификационную категорию. По совместительству устроился работать тренером-преподавателем в ДЮСШ. По какому разряду необходимо тарифицировать меня как тренера-преподавателя в ДЮСШ по совместительству, если основным местом работы является школа?
В.ШУМАНОВ
Нижегородская область
– В соответствии с письмом Минобразования России и ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 15.08.2000 г. N 297/19-10/117 “О некоторых вопросах применения Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений” разряд оплаты труда педагогическому работнику, выполняющему педагогическую работу на различных должностях и имеющему квалификационную категорию по одной из них, решением соответствующего органа управления образованием может быть установлен с учетом присвоенной квалификационной категории при условии совпадения по этим должностям обязанностей, профилей работ.
В связи с этим оплата вашего труда как тренера-преподавателя ДЮСШ должна производиться с учетом квалификационной категории, полученной вами по должности учителя физкультуры.
Пенсии
– В связи с принятием новых Правил о выплате пенсии за выслугу лет в стаж для назначения пенсии за выслугу лет включается только то время, в течение которого учитель работал на полную ставку. Я сейчас работаю учителем в школе 10 часов в неделю и воспитателем группы продленного дня (18 часов в неделю). Будет ли суммироваться количество часов педагогической работы учителем и воспитателем в ГПД при исчислении стажа для пенсии за выслугу лет?
М.ФИЛИППОВА
Орловская область
– При выполнении работы на двух или нескольких должностях с неполным рабочим днем по каждой из них количество часов должно суммироваться и включаться в выслугу, если общий объем рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) составляет не менее нормы рабочего времени. При работе на должностях с различной нормой рабочего времени и неполным фактическим объемом нагрузки по каждой из них для суммирования необходимо установить, какую часть нормы за ставку заработной платы (должностного оклада) составляет количество часов, выполненное по каждой должности. Для этого фактическое количество часов делится на норму часов, за которую установлены ставки заработной платы по каждой должности, затем эти части суммируются.
Если в результате суммирования общий объем фактически выполненной педагогической нагрузки будет составлять величину, за которую работнику выплачивалось не менее одной ставки заработной платы, то данный период должен будет включаться в выслугу лет.
В данном случае время работы в этих должностях должно быть включено в выслугу лет, поскольку в общей сложности за указанную нагрузку в двух должностях выплачивается заработная плата за педагогическую работу в объеме 1,16 ставки (0,56 ставки + 0,6 ставки).
Вуз
– На что необходимо обратить особое внимание в договоре при поступлении в вуз на платной основе?
В.ПИЛЯЕВ
Ленинградская область
– При заключении договора необходимо убедиться в наличии лицензии у образовательного учреждения, государственной аккредитации, обратить внимание на существенные условия договора, а также на то, что срок обучения и ступени высшего профессионального образования, которые указаны в договоре, соответствуют требованиям ст. 6 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” и государственному стандарту, определенному постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 г. N 940.
Например, в договоре указывается, что образовательное учреждение в течение трех лет обучения обязуется предоставить образовательные услуги и присвоить степень “бакалавр”. Вместе с тем вышеупомянутым законом определено, что при освоении основной образовательной программы на степень “бакалавр” для обучающихся, получающих первое образование, предусмотрен срок не менее четырех лет.
Комментарии