Рубрику ведет Татьяна ПОГОРЕЛОВА
Пенсии
– Несколько лет работала завучем-организатором, при этом разрешалось иметь учебную нагрузку только 9 часов. Недавно узнала, что при такой нагрузке годы, когда я работала в администрации школы, имея максимально разрешенную для администрации учебную нагрузку, не входят в педагогический стаж для получения пенсии по выслуге лет. Так ли это? Если да, то каким документом это регламентировано?
Т.НИКОЛАЕВА
Оренбург
– Важно отметить, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781), за период до и после 1 сентября 2000 года досрочная пенсия руководящим работникам, выполнявшим работу при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, назначается независимо от времени, когда выполнялась эта работа на должностях и без учета ведения преподавательской работы (подпункт “б” пункта 8 Правил).
Среди руководящих работников, подпадающих под действие указанного пункта, перечислены и заместители директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом в общеобразовательных учреждениях.
Таким образом, если название вашей должности записано правильно, то для того, чтобы названные годы засчитывались в стаж для досрочной пенсии, необходимо лишь, чтобы ваше рабочее время на тот момент составляло 40 часов в неделю.
Под сокращенной продолжительностью рабочего времени для указанных работников понимается 36-часовая рабочая неделя, установленная для женщин (в том числе из числа руководящих работников), работающих в сельской местности и в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
Оплата труда
– Включается ли методическая и научно-методическая работа, выполняемая учителем в гимназии, в объем учебной нагрузки, за которую ему выплачивается ставка заработной платы?
В.КОЖЕВНИКОВ
Воронеж
– Время, затрачиваемое на методическую и научно-методическую работу, в объем учебной нагрузки учителей, к сожалению, включаться не может. Ставка заработной платы учителей выплачивается за 18 часов преподавательской работы в неделю. При этом короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками, являются рабочим временем учителя.
На основании ст.ст. 32 и 54 Закона РФ “Об образовании” за проведение учителем дополнительной работы, не входящей в круг его обязанностей, в том числе и за осуществление методической и научно-методической работы, может быть установлена доплата, размер которой определяется самим образовательным учреждением в пределах средств, выделяемых на оплату труда работников учреждения.
– Когда педагогическая работа относится к учебной нагрузке учителей, считается ли учитель, выполняющий работу в должности воспитателя, педагога дополнительного образования, а также работу по оказанию платных образовательных услуг, обеспеченным учебной нагрузкой в полном объеме, если часы преподавательской работы составляют менее установленной нормы?
В.ТИХОНОВА
Жиздринский район,
Калужская область
– Объем учебной нагрузки учителя определяется в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, разрабатываемым на основе Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322.
Базисный учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.
К учебной нагрузке учителя относятся учебные часы, предусмотренные в инвариантной части БУПа, за счет которых определяется объем учебной нагрузки обучающихся и распределяется учебное время, отводимое на освоение федерального компонента, а также часы, предусмотренные в вариативной его части, используемые для обеспечения реализации регионального компонента и компонента общеобразовательного учреждения: на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана (в том числе для углубленного изучения), на изучение курсов по выбору, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий.
Кроме того, к учебной нагрузке учителей относятся часы, предусматриваемые дополнительно, в связи с делением классов на подгруппы при изучении отдельных предметов.
Дополнительная работа в качестве воспитателей, руководителей кружков, по оказанию платных образовательных услуг учебной нагрузкой не является.
Трудовые отношения
– Правомочно ли привлечение учителя администрацией школы в каникулярный период для работы в школьном оздоровительном лагере?
С.САМОХВАЛОВА
Тверская область
– Время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, является рабочим временем учителей и других педагогических работников. В эти периоды они привлекаются руководством школы к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки (объема педагогической работы) до начала каникул (основание: письмо Минобразования РФ от 03.04.1998 г. N 20-53-1053/20-4).
Приказом Минобразования РФ от 29 марта 1993г. N 113 утверждены Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в оздоровительных лагерях, летних загородных дошкольных учреждениях, по проведению туристских походов, экспедиций, экскурсий и оплаты их труда, который предусматривает следующее.
Для работы с детьми в оздоровительных лагерях с дневным и круглосуточным пребыванием детей, в летних загородных дошкольных учреждениях, при проведении туристских походов, экспедиций, экскурсий, организуемых органами управления образованием и образовательными учреждениями, как правило, направляются или привлекаются работники школ, школ-интернатов, учреждений дополнительного образования, а также дошкольных и других образовательных учреждений в период, не совпадающий с их отпуском.
За педагогическими и другими работниками образовательных учреждений, направляемыми или привлекаемыми в период, не совпадающий с их очередным отпуском, для работы в оздоровительных лагерях всех видов, по проведению походов, экспедиций и экскурсий, органы управления образованием полностью сохраняют заработную плату.
Для работы в лагерях с дневным пребыванием детей, создаваемых органами управления образованием и образовательными учреждениями для учащихся той же местности, педагогические работники привлекаются в пределах установленного им до начала каникул объема учебной нагрузки с сохранением заработной платы, предусмотренной при тарификации. Для педагогических работников оздоровительных лагерей может быть, с их согласия, установлен суммированный учет рабочего времени в пределах месяца. В случае привлечения педагогических работников, с их согласия, к работе в лагерях с дневным пребыванием детей в период, не совпадающий с отпуском, сверх указанного времени, им дополнительно производится оплата, установленная по выполняемой работе, за фактически отработанное время.
– 10 лет работала завучем в сельской школе. Недавно мне предложили перейти в городскую школу на ту же должность. Я согласилась и в порядке перевода перешла на новое место работы. В трудовом договоре, заключенном со мной, записано, что мне устанавливается испытательный срок 3 месяца. Правомерно ли это?
Н.БОРТНИКОВА
Курск
– Статьей 70 ТК РФ предусмотрено, что при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.
Условие об испытании должно быть указано в трудовом договоре. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят без испытания.
В период испытания на работника распространяются положения Трудового кодекса РФ, законов, иных нормативных правовых актов, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения.
Испытание при приеме на работу не устанавливается для лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.
Таким образом, положение трудового договора, устанавливающее вам испытательный срок, не соответствует требованиям закона.
Трудовым кодексом РФ (ст.9) установлено, что в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не могут применяться.
Лицензирование
– Нужна ли лицензия на образовательную деятельность для подготовительных курсов для поступающих в вузы, если они не будут сопровождаться итоговой аттестацией и выдачей документа?
Н.САБЛИНА
Московская область
– На наш взгляд, лицензия для такой деятельности вам не нужна. Поскольку в соответствии с п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г. N 796, не подлежат лицензированию:
а) образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации;
б) индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Родители и школа
– Нужна ли регистрация на ребенка (российское гражданство) из другого города, если мы живем в Москве? И могут ли нам отказать принять в школу на основании того, что нет регистрации по месту пребывания?
Т.КОРАБЛЕВА
Москва
– Уже многие годы порядок приема детей в первые классы остается практически неизменным.
По Закону РФ “Об образовании” никаких территориальных ограничений на учебу в школе нет и быть не может. И любому первокласснику, скажем, из Хабаровска, совсем не возбраняется учиться в Москве, как, впрочем, и наоборот.
А еще в том же Законе
(п. 3 ст. 3) сказано, что нормативные акты субъектов Федерации не могут ограничивать права физических лиц в области образования по сравнению с федеральным законодательством.
Поэтому даже в столице отменен пресловутый 5-й пункт совместного постановления правительств Москвы и Московской области о Правилах регистрации граждан. По нему в сады и школы принимали только тех детей, родители которых зарегистрированы по месту жительства или пребывания в городе или области. Теперь же ребенка в школу записать обязаны независимо от того, есть у родителей регистрация или нет.
Обжаловать отказ школы в принятии ребенка можно в территориальном органе управления образованием. А у администрации школы попросите письменный отказ.
Вуз
– В институте по окончании учебы мне отказывают в пересдаче трех предметов с “4” на “5” для получения красного диплома, мотивируя это тем, что есть специальное письмо Минобразования о том, что пересдавать можно только один экзамен. Я нашел только один приказ от 20 апреля 1999 г. N 1760, в котором есть норма 75% пятерок для красного диплома, но не упоминается пересдача. Мне говорят неправду в институте или я не нашел нужного документа?
Н.КОСТЮК
Ставрополь
– Согласно п.17 Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 мая 1994 года N 3, выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды аттестационных испытаний (имеются в виду госэкзамены и защита дипломной работы) с оценкой “отлично”, может быть выдан диплом с отличием. Конкретные условия выдачи диплома с отличием определяются ученым советом высшего учебного заведения.
Отсюда следует, что вуз вправе самостоятельно устанавливать дополнительные условия для выдачи диплома с отличием. Поэтому советую на уровне вашего института проверить нормативные акты вуза: разрешают ли они пересдачу предметов и в каком объеме. Если нет, то разрешение на пересдачу может дать вам только ректор института. Решение ректора осуществляется по его усмотрению и не может быть оспорено (в том числе в суде), ибо он действует в своем праве. Если нормативный акт на уровне института существует, в нем определены конкретные условия разрешения пересдачи, тогда (поскольку это локальный нормативный акт) вы вправе обратиться за защитой своего права как в вышестоящий по отношению к вузу орган управления, так и в суд.
Отпуск
– Какова должна быть продолжительность ежегодного отпуска инструктора-методиста в учреждении дополнительного образования?
– В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 г. N 724 “О продолжительности ежегодного основного удлиненного отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений” продолжительность ежегодного основного отпуска инструктора-методиста, работающего в образовательном учреждении дополнительного образования детей, составляет 42 календарных дня.
– Может ли работник требовать от администрации предоставления ежегодного отпуска в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам, если на этот момент он не отработал в организации и 6 месяцев?
А.ТИХНОВИЧ
Владимирская область
– В статье 123 Трудового кодекса РФ определено, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника.
Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время.
В этой же статье установлено, что по желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы в данной организации.
Комментарии