– В газете «Образовательное право» № 21 от 29 мая 2003 г. была информация о том, что Госдума РФ одобрила проект, в соответствии с которым льготы по предоставлению педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) бесплатной жилой площади с отоплением и освещением будут действовать только до 1 января 2005 года. Неужели учителей хотят лишить последней льготы?
Льготы
– В информации, на которую вы ссылаетесь, речь шла о Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ.
Внесенные изменения и дополнения предусматривают введение новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, предусмотренном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Статья 2 Федерального закона от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ предусматривает, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях. То же правило касается и льгот, предоставляемых в соответствии с абзацем 2 статьи 8 Закона РСФСР «О социальном развитии села» (предоставление специалистам народного образования в личную собственность отдельных жилых домов или квартир с надворными постройками и приусадебными участками; на период первых двух лет обеспечение бесплатно топливом по действующим нормам за счет местного бюджета, за исключением тех, кто эти льготы имеет постоянно). Педагогических работников не лишают льгот по коммунальным услугам, а предусматривают установление нового финансового механизма обеспечения этих льгот, в соответствии с которым субъекты РФ будут устанавливать самостоятельно размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по коммунальным услугам.
В статье 6 Федерального закона от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ оговорено, что положения Закона РФ «Об образовании» об установлении размера и условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами РФ, но не позднее чем до 1 января 2005 г. Таким образом, предоставление льгот на коммунальные услуги, бесплатных квартир и отдельных жилых домов в сельской местности ложится на плечи субъектов РФ и все субъекты РФ должны определить механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам.
Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ признано утратившим силу постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках», которое определяло порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, право педагогических работников на льготы по коммунальным услугам. Однако предоставление льгот по коммунальным услугам, бесплатных квартир и отдельных жилых домов в сельской местности остается закрепленным в статье 55 Закона РФ «Об образовании» и сохраняет свое действие в настоящий момент.
Оплата труда
– В каком размере должна производиться доплата за ученую степень кандидата наук преподавателю – кандидату экономических наук, работающему в государственном вузе по трудовому договору на 0,5 ставки?
Н.БАРАБАНЩИКОВА
Воронеж
– Статьей 30 Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлено, что научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:
900 рублей за ученую степень кандидата наук;
1500 рублей за ученую степень доктора наук.
В соответствии с письмом Министерства труда РФ, Министерства науки и технической политики РФ от 23 августа 1994 г. № 1623-РБ «Об установлении доплат за ученые степени доктора наук и кандидата наук» работникам, занимающим штатные должности с неполным рабочим днем (0,5 и 0,25 ставки), доплаты за ученые степени доктора наук и кандидата наук устанавливаются в размере, пропорционально отработанному времени.
Таким образом, надбавка за ученую степень кандидата экономических наук должна выплачиваться вам в размере 450 рублей.
Образовательный процесс
– Каким образом формируются классы-комплекты в сельских малокомплектных школах?
Л.ВЯТКИНА
Мостовский район,
Краснодарский край
– В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов-комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей.
Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс-комплект, при этом предпочтение отдается формированию двух совмещенных классов-комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3-х классов (1 + 3), 2 и 3-х классов (2 + 3), 2 и 4-х классов (2 + 4).
При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4-х классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников). Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов – не более 15 детей.
Организация работы классов-комплектов в малокомплектных школах производится на основании правил, установленных СанПиН 2.4.2.1178-02 (опубликовано в «ОП» №№ 1, 2, 2003 г.).
Отпуск
– Я работаю в школе по совместительству учителем биологии. Основное место работы с преподаванием никак не связано. Подскажите, как определяется средний заработок для оплаты отпуска в моем случае?
М.КУЗЬМИЧЕВ
Архангельск
– Исчисление средней заработной платы работникам образовательных учреждений производится на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213.
Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа). В соответствии с п. 19 Положения определение среднего дневного заработка для оплаты отпусков или выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск учителям и преподавателям, являющимся совместителями из числа работников предприятий, учреждений и организаций, осуществляется на общих основаниях, т.е. исходя из фактически начисленной заработной платы за последние 3 месяца.
В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.
Прежний порядок, предусматривавший для совместителей исчисление среднего дневного заработка из фактически начисленной заработной платы за все отработанное в учебном году время, теперь не применяется.
Родители
и школа
– Я жила 10 лет в Болгарии. Сейчас вернулась в Россию с дочерью. Ей 8 лет и она болгарская гражданка. В Болгарии закончила 1-й класс. Какова процедура ее оформления в школу в Москве?
А.ИВАНОВА
Москва
– Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Администрация школы не может отказать в приеме в школу детям, проживающим на территории, которая относится к данной школе.
Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в школу только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п.46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в школу.
Таким образом, при поступлении вашего ребенка не должно быть никаких сложностей, если они возникнут, обращайтесь в районный или Московский комитет управления образованием.
Комментарии