– Можно ли установить работнику – инвалиду II группы, работающему с сокращенной продолжительностью рабочего времени, ненормированный рабочий день?
Сокращенная ненормированность
– В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 92 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ), ч. 3 ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 №181‑ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон №181‑ФЗ) сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается для работников, являющихся инвалидами I или II группы, не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
Нередко высказывается мнение о том, что сокращенная продолжительность рабочего времени, предельная норма ежедневной работы (смены), установленные для отдельных категорий работников, а также запрет на сверхурочные работы делает невозможным работу на условиях ненормированного рабочего дня для инвалидов. Однако прямого запрета на введение режима ненормированного рабочего дня для данной категории работников в настоящее время не установлено.
Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России в своем письме от 30.05.2019 №14-2/ООГ-3899 в ответ на подобное обращение, в частности отметил следующее.
Сокращенная продолжительность рабочего времени для работников, являющихся инвалидами I или II группы, указанная в медицинском заключении, является для них полной нормой труда и не влечет уменьшения оплаты труда.
Сокращенная продолжительность рабочего времени, предельная норма ежедневной работы (смены), установленные данным работникам, исключают возможность работы на условиях ненормированного рабочего дня.
В соответствии ч. 5 ст. 99 ТК РФ привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
Таким образом, инвалида можно привлечь к работе сверхурочно, в выходные дни и ночное время с его согласия, если это позволяет состояние здоровья. Но работодателю необходимо не забыть ознакомить такого работника под роспись с положением о праве отказаться от выполнения такой работы.
К сведению, рекомендуем ознакомиться с определением Верховного суда РФ от 12.08.2019 №25‑КГ19-7 по делу о взыскании оплаты за сверхурочную работу инвалиду. Сотрудник одного из учреждений обратился в суд за оплатой сверхурочной работы. Он имел инвалидность II группы, о чем сообщил работодателю. Однако его не перевели на 35‑часовую рабочую неделю, из-за чего он несколько лет еженедельно работал на пять часов больше нормы. Суды первой и апелляционной инстанций не стали взыскивать доплату: сотрудник не обращался к работодателю с заявлением об установлении сокращенной рабочей недели, индивидуальную программу реабилитации не предоставлял; более того, он подписал дополнительное соглашение к трудовому договору об установлении графика 8 часов в день и 40 часов в неделю.
Верховный суд РФ с такими выводами не согласился. Работодатель знал об инвалидности сотрудника, поэтому обязан был установить ему сокращенное рабочее время. При этом неважно, подавал ли работник соответствующее заявление. Также не поддержан довод о том, что сотрудник согласился на восьмичасовой рабочий день. Подобное условие допсоглашения ухудшает положение работника, а значит, не должно применяться. Дело направлено на новое рассмотрение.
Таким образом, работодателю лучше устанавливать работнику-инвалиду сокращенное рабочее время, даже если такой работник об этом не просил.
Искусство и плата
– В каких случаях детская школа искусств не имеет право взимать плату за обучение?
– Федеральным законом от 29.12.2012 №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) для детей предусмотрена возможность бесплатного получения образования по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в области искусств. Безусловно, в сфере художественного образования данная норма должна распространяться на поддержку одаренных детей, предоставляя им право реализовать свои творческие способности.
Возможность получения образования на бесплатной основе в образовательных учреждениях была предусмотрена и ранее действовавшим законом об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»), однако многие руководители детских школ искусств (далее – ДШИ) продолжали взимать с родителей плату за обучение, как это было раньше, когда обучение детей в ДШИ частично компенсировалось родительской платой.
К настоящему времени действует ряд законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих реализацию образовательных программ как за счет государственного (муниципального) задания, так и на внебюджетной основе.
Статьей 8 Закона об образовании предусмотрена государственная поддержка дополнительного образования одаренных детей, в том числе финансовое обеспечение на предоставление дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Минкультуры России в своем письме от 18.09.2017 №299-01.1-39‑ВА дало разъяснения по вопросам функционирования детских школ искусств, в том числе формирования государственных (муниципальных) заданий.
Обращено внимание, что государственные (муниципальные) задания должны формироваться учредителями с учетом создания образовательным учреждениям равных условий при оказании ими одних и тех же образовательных услуг. Такие равные условия возможно обеспечить путем утверждения базового норматива затрат по реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств (дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих программ в области искусств), который определяется учредителями ДШИ самостоятельно.
Учредители должны формировать государственное (муниципальное) задание для ДШИ отдельно по дополнительным общеразвивающим программам и по каждой дополнительной предпрофессиональной программе в области искусств, перечень которых утвержден приказом Минкультуры России от 16.07.2013 №998.
В письме отмечено, что помимо выполнения государственного (муниципального) задания образовательные учреждения вправе оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности и предусмотренные уставом учреждения, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также на добровольной основе привлекать средства физических и юридических лиц в форме имущественных взносов и пожертвований. Порядок определения указанной платы устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя образовательного учреждения.
Взимание платы с физических лиц за образовательные услуги, предусмотренные государственным (муниципальным) заданием, не допускается. В случае если ребенку, обучающемуся в рамках государственного (муниципального) задания, по желанию родителей (законных представителей), предоставляются дополнительные образовательные услуги (например, не предусмотренные учебным планом дополнительные предметы и др.), то плата за оказание таких услуг взимается.
Напоминаем, что федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» предполагает в своей основе целевую модель развития региональных систем дополнительного образования детей, которая должна быть внедрена во всех субъектах Российской Федерации. Одним из мероприятий такой целевой модели должно стать внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей за счет средств регионального и муниципального бюджетов с определением перечня услуг, формы и размера сертификата.
Комментарии