– Как должна осуществляться доплата учителю за замену уроков (почасовая или по тарификации) в следующей ситуации: отсутствующий учитель находился 1,5 месяца на больничном, после выхода с больничного сразу взял очередной отпуск еще на 1,5 месяца?
– Профсоюз работников образования и науки РФ рекомендует в целях решения вопросов, связанных с замещением и оплатой уроков отсутствующих учителей, использовать следующие варианты.Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности, которым за дополнительно проведенное количество часов занятий по этому же предмету должна производиться почасовая оплата.В исключительных случаях, когда такую замену осуществить невозможно, может иметь место замещение отсутствующих педагогов учителями, преподающими другие предметы, которые во временно свободные часы могут пройти программу по своему предмету несколько вперед, чтобы затем в счет учебных часов по предмету замещавшего учителя отсутствующий мог восполнить пропущенную программу уже по своему предмету.По сложившейся практике оплата труда учителей при таком замещении будет производиться следующим образом.Учитель, замещавший отсутствующего учителя и проводивший занятия по своему предмету вперед, дополнительную плату в этот период не получает, поскольку, когда он передаст вернувшемуся учителю свои учебные часы, за ним будет сохраняться заработная плата, установленная при тарификации.Отсутствовавшему же учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться почасовая оплата за часы занятий, данные сверх своей учебной нагрузки, установленной при тарификации.Такой порядок замещения позволяет восполнить пропущенную программу, не допуская перегрузки обучающихся.Согласно «Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки РФ, на 2012-2014 годы» почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений применяется при оплате за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев.Оплата труда за замещение отсутствующего преподавателя, если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.- Я работаю в сельской школе с 1987 г. учителем. С сентября 1997 г. по июнь 2003 г. я была назначена на должность зам. директора по УВР на 0,5 ставки и вела уроки физики и математики (18 часов в неделю). В пенсионном фонде мне этот период не учли в стаж для досрочной педагогической пенсии и отказали в ее назначении. Насколько правомерно решение пенсионного фонда?- Увы, но такие отказы пенсионного фонда не редкость. Однако судебная практика показывает, что в подобной ситуации у вас есть все шансы претендовать на пенсию и получить ее. Вы можете обжаловать решение пенсионных органов в суд, исходя из следующих доводов.В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается ранее достижения мужчинами возраста 60 лет, а женщинами 55 лет, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Список), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее – Правила).Разделами 1 «Наименование должностей» и 1.1 «Наименование учреждений» Списка и должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе и должность учителя в школах всех наименований отнесены к должностям, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.В соответствии с пунктом 4 Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами.В соответствии с подпунктом «б» пункта 8 Правил в льготный стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.Исходя из изложенного, для того чтобы спорный период работы мог быть зачтен в льготный трудовой стаж, необходимо наличие доказательств в том, что вы выполняли в этот период (суммарно по основному и другим местам работы) норму рабочего времени (педагогическую или учебную нагрузку), установленную за ставку заработной платы (должностной оклад).Такими доказательствами могут быть первичные документы (тарификационные списки, приказы о нагрузке, расчетные листки и ведомости на выдачу заработной платы и т. д.), а также сведения персонифицированного учета.При суммировании нормы рабочего времени, связанной с педагогической нагрузкой (в случае наличия соответствующих доказательств), у вас по основному месту работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и по работе по совместительству (в порядке внутреннего совмещения) в должности учителя физики и математики получается полная педагогическая нагрузка, установленная на ставку заработной платы, что дает основание для включения периода указанной работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.Обращаем внимание, что незаконны любые выводы о невозможности суммирования педагогической нагрузки по должности учителя физики и математики с нагрузкой по должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по той причине, что работа в должности учителя осуществлялась в порядке внутреннего совмещения, то есть в рамках основной работы. Возможность такого ограничительного толкования из содержания п. 4 Правил не вытекает. Права граждан, выполнявших по совместительству работу у того же работодателя, с которым они состояли в трудовых отношениях по основному месту работы, не могут быть ущемлены по сравнению с гражданами, работающими по совместительству у другого работодателя.Такая позиция высказывается в многочисленных судебных решениях (например, определение Ленинградского областного суда от 23.08.2012 г. №33-3682/2012).- Обязательно ли наличие высшей категории для получения Почетной грамоты Минобрнауки РФ, если учитель проработал более 30 лет?- Согласно Положению о Почетной грамоте Министерства образования и науки РФ (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2010 г. №580) Почетной грамотой Минобрнауки РФ (далее – грамота) награждаются работники образовательных и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, работники Минобрнауки РФ и работники органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования и/или науки, за:- значительный вклад в подготовку высокопрофессиональных специалистов и научно-педагогических кадров, переподготовку и повышение квалификации работников образования и/или науки;- внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;- развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических проектах;- успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности;- постоянную и активную помощь образовательным и/или научным организациям в подготовке квалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы, трудоустройстве выпускников образовательных организаций;- многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и/или науки.Грамотой награждаются работники, имеющие стаж работы в соответствующей организации или органе не менее 5 лет.Никаких других ограничений для оформления грамоты не предусмотрено, поэтому отсутствие на сегодняшний день высшей квалификационной категории само по себе не может являться причиной, не дающей право начать процедуру оформления награды.Порядком награждения ведомственными наградами Минобрнауки РФ (приложение №12 к вышеназванному приказу) предусмотрено, что решение о возбуждении ходатайства о награждении ведомственной наградой Минобрнауки РФ (далее – ведомственная награда) принимается коллективом по месту основной работы представляемого к награждению и рассматривается коллегиальным органом организации (коллегией, ученым, научным, научно-техническим, педагогическим советом, общим собранием коллектива и так далее).Ходатайство о награждении ведомственной наградой оформляется на наградном листе установленной формы (приложение №14 к вышеназванному приказу). Именно в этой форме наградного листа есть пункт о наличии квалификационной категории, который вовсе не подразумевает обязательное наличие высшей квалификационной категории. Гораздо важнее аргументированно заполнить пункт 12 установленной формы наградного листа «Характеристика с указанием конкретных заслуг представляемого к награде». В характеристике должны быть отражены конкретные заслуги, достижения и успехи кандидата на награждение, аргументированно раскрывающие существо и степень указанных заслуг в научно-педагогической, научно-исследовательской, воспитательной, учебно-методической и других сферах деятельности.К наградному листу прилагается справка об общем количестве штатных сотрудников, работающих в организации (органе).Образовательные и научные организации, находящиеся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, направляют наградные материалы в орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования и/или науки.Указанный орган коллегиально рассматривает представленные документы и направляет в Минобрнауки РФ представление, в котором в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество представляемого(-ых) к награждению, его (их) должности, место и стаж работы в системе образования и/или науки, квалификационная категория (для педагогических работников).
Комментарии