– У ученика 4-го класса двойки в двух четвертях по двум предметам. Родители просят оставить его на осень или перевести условно в следующий класс. Директор школы сказала, что в этой ситуации возможно только повторное обучение. Могут ли оставить ребенка на второй год без согласия родителей?
– Пунктом 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196) предусмотрена процедура перевода обучающихся из класса в класс.Так, обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.Перевод обучающегося производится по решению органа самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с его компетенцией, определенной уставом.Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.С учетом того, что 4-й класс является последним классом ступени начального общего образования, то есть перевод в 5-й класс – это новая ступень общего образования, применяется правило о недопуске к обучению на следующей ступени общего образования ребят, не освоивших общеобразовательную программу предыдущего уровня.Законодательство в рассматриваемом случае дает родителям лишь право выбрать повторное обучение, перевод в классы компенсирующего обучения или продолжение обучения в форме семейного образования.Обращаю внимание, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу 1 сентября 2013 г.) в ст. 66 также закреплено, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.- После окончания педагогического института в 1988 году пришла работать в сельскую школу. В 1998-2000 годах по очно-заочной форме прошла профессиональную переподготовку в педагогическом университете по специальности педагог-психолог, но продолжала работать учителем. В этом году стала оформлять досрочную пенсию, но мне не засчитывают все оплачиваемые учебные отпуска сессии и защиты диплома в период с 1998 по 2000 год. Возможно ли в судебном порядке включить данные периоды в стаж?- В рассматриваемом случае можно пробовать доказать свое вправо на пенсию, если по указанным периодам работодатель предоставлял соответствующие учебные отпуска.Судебная практика в таких случаях на стороне педагогов.Так, например, в своем определении от 04.02.2011 г. №74-В10-11 по делу о включении в специальный стаж, учитываемый для досрочного назначения пенсии, времени нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках Верховный суд исходил из следующих аргументов.Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.В соответствии со статьей 173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.Как усматривается из материалов дела, истица обучалась в имеющей государственную аккредитацию государственной педагогической академии. В соответствующие периоды истице предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.Поэтому Верховный суд России указал судам первой и кассационной инстанции, что при вынесении решения ими не были приняты во внимание указанные обстоятельства и практика рассмотрения дел данной категории, приведенные положения действующего законодательства не применены, в связи с чем выводы судов первой и кассационной инстанции об отказе во включении периодов нахождения истца в учебных отпусках в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть признаны законными.Обращаем внимание, что в Обзоре законодательства и судебной практики по гражданским делам Верховного суда РФ за IV квартал 2004 года (утв. постановлением президиума ВС РФ от 09.02.2005 г.) разъяснено, что поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение стажа документами невозможно по причинам, не зависящим от работника.Педагогическим работникам, которые столкнулись с проблемами при обращении за досрочным назначением трудовой пенсии и собираются в судебном порядке отстаивать свои права, можно посоветовать при обосновании своей позиции в суде воспользоваться доводами, приводимыми Верховным судом РФ в разъяснениях.- Имеет ли право директор школы сократить должность завхоза, исключив ее из штатного расписания школы? Обязанности завхоза при этом планируется распределить между директором и другими сотрудниками школы.- По общему правилу, установленному Трудовым кодексом РФ, вопросы сокращения штатов находятся в исключительной компетенции работодателя. Решение о проведении или непроведении мероприятий по сокращению штата работников принимает руководитель организации, в вашем случае директор школы.Судебная практика придерживается позиции, согласно которой суд (при рассмотрении спора о восстановлении на работе работника, уволенного по сокращению штата) не вмешивается в вопросы целесообразности сокращения.Учитывая тот факт, что школа является муниципальным образовательным учреждением, стоит предварительно ознакомиться с уставом школы, где должно быть прописано, кто принимает решение о сокращении штата работников данной школы.Например, может оказаться, что директор школы не имеет права принимать такое решение без согласия роно.То обстоятельство, что обязанности завхоза директор школы планирует распределить между собой и другими сотрудниками школы, может являться доказательством реального сокращения штата в организации. Такое перераспределение означает, что школе необходимо, чтобы кто-то выполнял обязанности завхоза, но для этого необязательно держать отдельную должность. Обязанности завхоза могут стать частью трудовых обязанностей любого другого сотрудника с соответствующей доплатой.Особо обращаю внимание на то, что при таком увольнении должна соблюдаться законодательно предусмотренная процедура. В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение работника в связи с сокращением допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.При этом необходимо иметь в виду, что увольнение по сокращению возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (ст. 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).- У некоторых учителей нашей школы низкая нагрузка (16 часов в неделю). Является ли день, свободный от занятий по утвержденному в сентябре расписанию, методическим днем? Обязан ли учитель в этот день находиться в школе? Если этот день методический, то оплачивается ли он? Может ли завуч в будущем году распределить нагрузку в 16 часов на все дни недели (по 2-3 часа)?- Действующим законодательством не предусмотрено предоставление учителям одного методического дня в неделю. Наличие свободных дней (одного или более) в неделю зависит от того, насколько правильно составлено расписание уроков в школе. При составлении расписания уроков администрация образовательного учреждения должна соблюдать санитарные правила с целью недопущения перегрузки учеников, а также максимально экономить время учителя. Там, где это возможно, расписанием может предусматриваться свободный день в неделю для методической работы учителя и повышения его квалификации. Учитель не обязан присутствовать в школе в свой свободный от занятий день, если на это время не предусмотрено никаких общешкольных мероприятий, в которых он был бы задействован, и не должен представлять каких-либо отчетов о том, чем он занимался.Согласно п. 2.4. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. №69, далее – Положение) дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.Обращаем внимание на пункт 2.1 Положения, который четко определяет, что выполнение педагогической работы учителями характеризуется наличием установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой (в рассматриваемом случае – 16 часов учебной нагрузки).Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущими преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов.Другая часть педагогической работы учителей, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т. ч. личными планами педагогического работника.Положение в пункте 3.2 также предписывает, что при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые окна), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
Комментарии