– На какие документы надо ссылаться, чтобы отстоять свое право на досрочную пенсию педработника? Не засчитана работа старшей пионервожатой в школе с 1981 по 1984 год.
– Педагогические работники, работавшие в должности старшей пионервожатой до 22 сентября 1993 года, в судебном порядке положительно решают вопрос о досрочном назначении им указанной пенсии. Основанием для обращения в районный суд является официальный отказ Пенсионного фонда РФ.Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденный постановлением президиума Верховного суда РФ от 01.08.2007 г., по этому вопросу, в частности, указывает следующее.Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 (далее – Положение), учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности. Указанная работа подлежала включению в стаж при определенном условии – если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет (п. 4 Положения).Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 г. №2-П, а также в ряде его определений, ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.Законодатель же не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем исключения из педагогического стажа работы в должности «пионервожатая».С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного суда РФ данный период подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, при условии соблюдения механизма его зачета, то есть работником должно быть выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.- Имеют ли постоянные сотрудники ДОУ какие-то преимущества по сравнению с совместителями при распределении нагрузки на учебный год, если уменьшается количество групп в саду?- Трудовой кодекс РФ в ст. 333 предусматривает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Минобрнауки РФ.Согласно приказу Минобрнауки РФ от 24.12.2010 г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы)» педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается:1. Продолжительность рабочего времени.2. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы).3. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы.Так, например, продолжительность рабочего времени установлена для старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений 36 часов в неделю. Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) – для учителей 1-11 (12) классов общеобразовательных учреждений – 18 часов в неделю. Остальная работа для учителей ненормируемая и тоже подразумевает 36-часовую неделю.Норма часов педагогической работы установлена воспитателям в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (36 часов в неделю).Обратите внимание, распределение нагрузки учителей продиктовано спецификой определения их рабочего времени с учетом выполнения конкретной нормы преподавательской работы (учебной нагрузки). Для воспитателей дошкольных учреждений установлено требование не о выполнении учебной нагрузки, а о выполнении нормы часов педагогической работы.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в свою очередь предусматривает, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.Осуществление подбора, прием на работу и расстановка педагогических кадров и обслуживающего персонала ДОУ, увольнение с работы уставами предписываются к компетенции заведующего ДОУ.Статьей 288 Трудового кодекса РФ установлено, что помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, трудовой договор, заключенный на неопределенный срок с лицом, работающим по совместительству, может быть прекращен в случае приема на работу работника, для которого эта работа будет являться основной, о чем работодатель в письменной форме предупреждает указанное лицо не менее чем за две недели до прекращения трудового договора. Однако такое увольнение работника – право работодателя, а не обязанность. И в данном случае речь идет лишь о возможности для работодателя принять на соответствующую должность работника, для которого эта работа будет являться основной.В случае же сокращения штата работодатель должен отталкиваться в первую очередь от ст. 179 ТК РФ, в соответствии с которой при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профзаболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.Данной нормой не установлено каких-либо преимуществ для основных работников перед совместителями.В связи с этим нет оснований считать, что работодатель обязан в первую очередь увольнять работников-совместителей и предоставлять их рабочие места основным работникам. Данный вывод подтверждается и определением СК по гражданским делам Московского областного суда от 16.01.2006 г. №33-173.Таким образом, или руководство ДОУ будет вынуждено пойти на процедуру сокращения штата (без преимуществ основным работникам по сравнению с совместителями). Или придется пересматривать штатное расписание и ставки работников. Естественно, на такой пересмотр необходимо получать согласие заинтересованных работников. Однако и в этом случае законом не предусмотрено никаких преимуществ для основных работников.- По приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №302н изменены правила проведения ежегодных медосмотров работников школы. Кроме того, проводится диспансеризация (с огромным перечнем врачей и анализов). Уточните, пожалуйста, список врачей для периодического медосмотра. Обязан ли учитель проходить диспансеризацию?- Согласно ст. 213 Трудового кодекса РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.Приложением №2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. №302н и утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.В нем указаны в том числе работы в образовательных организациях всех типов и видов, а также в детских организациях, не осуществляющих образовательную деятельность (спортивные секции, творческие, досуговые детские организации и т. п.).Указанные работы требуют прохождения медицинских осмотров с периодичностью 1 раз в год с участием следующих врачей-специалистов: дерматовенеролог, оториноларинголог, стоматолог, инфекционист.При медицинском осмотре проводятся следующие лабораторные и функциональные исследования: рентгенография грудной клетки, исследование крови на сифилис, мазки на гонорею при поступлении на работу, исследования на гельминтозы при поступлении на работу и в дальнейшем – не реже 1 раза в год либо по эпидпоказаниям.При этом примечаниями 1-3 к Перечню отмечено, что при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров всем обследуемым в обязательном порядке проводятся: клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ); клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка); электрокардиография; цифровая флюорография или рентгенография в двух проекциях (прямая и правая боковая) легких; биохимический скрининг: содержание в сыворотке крови глюкозы, холестерина. Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследования не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.Осмотр инфекционистом проводится по особой рекомендации врачей-специалистов, участвующих в предварительных и периодических медицинских осмотрах. Кроме того, участие врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога при прохождении предварительного и периодического медицинского осмотра является обязательным для всех категорий обследуемых.Обращаем внимание, что статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.) дополнительно к трудовому законодательству прямо предписывает, что педагогические работники ОБЯЗАНЫ проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.Что касается диспансеризации (дополнительных медицинских осмотров помимо перечисленных выше), то Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения утвержден приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 г. №1006н. В соответствии с этим Порядком диспансеризация проводится 1 раз в 3 года в возрастные периоды, предусмотренные приложением №1 к настоящему Порядку (с 21 года до 99 лет).Перечень осмотров врачами-специалистами (фельдшером или акушеркой), исследований и иных медицинских мероприятий, проводимых в рамках диспансеризации в зависимости от возраста и пола гражданина (объем диспансеризации) также определен Порядком и состоит из двух этапов диспансеризации. Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.Согласно п. 8 Порядка диспансеризация проводится при наличии информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя (в отношении лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».Гражданин вправе отказаться от проведения диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.
Комментарии