– Существует ли законодательные требования по организации в школе факультативных занятий?
– Письмом от 12.05.2011 г. №03-296 Департамент общего образования Минобрнауки РФ направил для использования в работе материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, в котором отмечено, что связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей выступают такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору.Однако требования к проведению факультативных занятий федеральным законодательством не установлены. Такие требования можно встретить в региональных актах.При создании локальных документов по факультативным занятиям за основу можно взять письмо Минпроса СССР от 16.01.1975 №3-М «О введении «Типового положения о факультативных занятиях в общеобразовательной школе».Согласно этому Типовому положению факультативный курс может быть рассчитан не менее чем на 35 часов (1 час в неделю – в течение года или 2 часа в неделю – в полугодие).В группы по изучению факультативных курсов учащиеся зачисляются по их желанию.Учащимся не рекомендуется изучать более двух факультативных курсов одновременно.Группы для изучения факультативов, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных классов. Занятия по факультативам, не связанным с предметами, входящими в учебный план, могут проводиться с учащимися различных классов.Во всех случаях число групп для факультативных занятий определяется в пределах общего количества часов на эти занятия, устанавливаемых школе на основе действующего учебного плана.Факультативные занятия должны предусматриваться специальным расписанием и проводиться до или после уроков. В зависимости от местных условий (расстояние от места жительства до школы, размещение учащихся в интернате и др.) может быть предусмотрен перерыв для отдыха школьников между обязательными занятиями и факультативами.Наполняемость групп определяется директором школы в зависимости от специфики факультативных курсов, но не менее 10 человек в группе.В тех случаях, когда на тот или иной факультативный курс число желающих учащихся превышает возможности набора, преимущество отдается тем школьникам, которые в изучении данного и смежного с ним предметов проявили большее прилежание и заинтересованность.При комплектовании групп для изучения факультативных курсов не допускается проведение отборочных испытаний и проверок.Зачисление учащихся в группу по изучению факультативного курса производится учителем, ведущим факультатив, с учетом мнения классного руководителя и утверждается приказом директора школы не позднее 10 сентября (или 10 января).- Моя жена 24 года работает в сельской библиотеке, имеет библиотечное среднее специальное образование. После аттестации работает по 11-му разряду как заведующая библиотекой. По совместительству на 0,25 ставки 8 лет работает в местной школе библиотекарем. Однако оплата труда в школе ей проводится по 8-му разряду. Администрация мотивирует тем, что в школьной библиотеке нет ставки заведующей. Правильно ли это?- К сожалению, на ваш вопрос невозможно дать полный ответ. Не хватает исходящих данных. Но в любом случае должности «заведующий библиотекой» и «библиотекарь» предполагают неравнозначные размеры оплаты труда (эти две должности для понимания разницы в окладах надо рассматривать как должности руководителя и подчиненного). Увы, в данном случае не имеет значения тот факт, что в школе штатным расписанием не предусмотрена должность заведующего библиотекой. Оставшийся библиотекарь все равно будет получать оплату труда как подчиненный.В целом нужно отметить, что по новой системе оплаты труда размер оклада не зависит полностью от разряда. Оплата труда бюджетников (к коим относятся и библиотекарь школы, и заведующий библиотекой) строится из трех составляющих.Первая часть – неизменный оклад, величину которого определяют должность сотрудника и его опыт. Размеры окладов работников по профессиональным квалификационным группам устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления деятельности. Выплаты по должностным окладам составляют чуть больше 40% от зарплаты.Вторая – компенсации (деньги за лишние отработанные часы, тяжелые рабочие условия, вредные воздействия и т. д.).Компенсационные выплаты устанавливаются на основе перечня видов выплат компенсационного характера. В положениях об оплате труда учреждений указываются наименования установленных выплат, их размеры и условия осуществления. Компенсационные выплаты устанавливаются в соответствии с законодательством и составляют около 15% от зарплаты.Третья – стимулирующие выплаты. Они формируются на основе перечня стимулирующих выплат руководителями учреждений и исходят из необходимости определения качественных и количественных показателей, при достижении которых данные выплаты и будут производиться. Стимулирующие выплаты составляют 41,3%.Таким образом, в каждом муниципальном учреждении (и образования, и культуры) должно быть утверждено положение об оплате труда работников, в котором четко определяются основания для повышения окладов.Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.Библиотекари и заведующие библиотеками относятся к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена». К сожалению, библиотекарей не относят к подобной квалификационной группе для работников образования. И так уже довольно давно: школьные библиотекари находятся между небом и землей, в связи с чем лишены многих льгот, предусмотренных для педагогических работников. Но можно и попробовать обнадежить библиотекарей тем, что Президент РФ в одном из своих первых указов после выборов 2012 года обещал повышение оплаты труда работников учреждений культуры и доведение к 2018 году ее среднего уровня до средней заработной платы в соответствующем регионе (напоминаю, что библиотекари в данном случае рассматриваются как работники учреждений культуры).На практике же сегодня положения об оплате труда работников образовательных учреждений обычно содержат следующие условия оплаты труда библиотечных работников.Библиотекари не включаются в профессиональную квалификационную группу (непосредственно подчиненных руководителю учреждения образования): заведующий библиотекой относится к 1-й группе по оплате труда руководителей. Должностные оклады библиотекарей устанавливаются на 10-20% ниже, чем заведующим библиотекой по соответствующим группам оплаты труда руководителей (в среднем речь идет примерно о 5500 рублях).В соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в муниципальных учреждениях работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:- выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).В каждом учреждении образования на основании указанного перечня по согласованию с представительным органом работников утверждается перечень должностей, по которым с учетом конкретных условий работы устанавливается доплата.Конкретный размер доплаты устанавливается по результатам аттестации рабочих мест за время фактической занятости в таких условиях.При наличии книжного фонда не менее 1000 книг устанавливаются доплаты за работу с библиотечным фондом, за работу с архивом учреждения.В соответствии с Перечнем видов выплат стимулирующего характера в муниципальных учреждениях работникам устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера:- за интенсивность и высокие результаты работы;- за качество выполняемых работ;- за выслугу лет;- премиальные выплаты по итогам работы.Выплаты стимулирующего характера устанавливаются в виде надбавок или повышающего коэффициента к должностным окладам (ставкам заработной платы) работников по соответствующим квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат конкретизируются в локальных нормативных актах учреждений (предусматривается большое разнообразие таких выплат).В любом случае локальные акты образовательных учреждений о системе оплаты труда принимаются на основе региональных нормативных актов. Вот почему очень важно было бы знать регион, в котором работает ваша жена.Следует особо обратить ваше внимание на то, что в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н) внесена новая долгожданная должность «педагог-библиотекарь», наименование которой может применяться в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Введение такой должности в штаты школ позволяет работнику, занимающемуся библиотечной деятельностью, попасть в ту самую профессиональную квалификационную группу работников образования, а не культуры. Решение о включении в штат такой должности принимается образовательным учреждением.Требования к квалификации педагога-библиотекаря – высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы.Педагог-библиотекарь наравне с учителем отнесен к 4-му квалификационному уровню по оплате труда.В своем письме от 08.08.2011 г. №03-495 Департамент общего образования Минобрнауки РФ разъяснял следующее по поводу новой должности.Департамент общего образования Минобрнауки России информирует, что в целях повышения статуса школьного библиотекаря Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлена и направлена в Минздравсоцразвития России квалификационная характеристика должности «педагог-библиотекарь» с предложением о включении данной должности в профессиональную квалификационную группу должностей работников образования Единого квалификационного справочника.Минздравсоцразвития России издан приказ «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» от 31.05.2011 г. №448н, который дополняет раздел III «Должности педагогических работников» квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь».Наименование указанной должности применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.Рекомендуем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, довести данный приказ до сведения образовательных учреждений.Дополнительно сообщаем.В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Министерством здравоохранения и социального развития России.Образовательная организация компетентна устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании», в которое могут быть включены должности «библиотекарь» и (или) «педагог-библиотекарь».
Комментарии