search
main
0

Ваш адвокат

– Имеет ли право аттестационная комиссия образовательной организации принять решение о соответствии педагогического работника занимаемой должности, если у работника нет образования, соответствующего профилю его педагогической деятельности?

– Письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505 направлены разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276 (далее – Порядок аттестации).Указанный приказ вступил в силу 15 июня 2014 года по истечении 10 дней после дня его официального опубликования 4 июня 2014 г. в «Российской газете» №124.Разъяснения подготовлены в целях единообразного применения Порядка аттестации на основе вопросов, полученных Минобрнауки РФ и Профсоюзом работников образования и науки РФ.В частности, в разъяснениях при ответе на подобный вопрос предлагается руководствоваться следующим.Отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания аттестационной комиссией организации педагогического работника не соответствующим занимаемой должности, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.Такой вывод подтверждается положениями п. 23 Порядка аттестации, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») (далее – квалификационные характеристики должностей работников образования), но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку.Аналогичные положения содержатся и в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.- Обязан ли учитель, имеющий высшую категорию 10 лет подряд, проходить курсы повышения квалификации?- Учителя проходят обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет в соответствии с положениями ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».Исключения предусмотрены для лиц, перечисленных в пункте 22 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок аттестации). Так, аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;в) беременные женщины;г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д», возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е», возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.После истечения срока действия квалификационной категории работник вправе заново получить квалификационную категорию в порядке, установленном разделом III Порядка аттестации. Если работник не проходит аттестацию на квалификационную категорию, необходимо подтвердить соответствие занимаемой должности в образовательной организации.Непрохождение в период, предшествующий аттестации, курсов повышения квалификации формально не является основанием для отказа в присвоении квалификационной категории или в подтверждении соответствия осуществляемой деятельности. Вместе с тем необходимо отметить, что пунктом 3 Порядка аттестации установлены задачи проведения аттестации, при этом указано, что стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников является одной из основных задач проведения аттестации.При этом обращаем внимание, что информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности указывается в представлении работодателя на конкретного работника (п. 11 Порядка аттестации).- Законны ли требования надзорных органов, предъявляемые к руководителям школ, расторгать трудовые договоры с работниками, не имеющими среднего профессионального или высшего образования по направлению подготовки «Образование и педагогика»? В нашей школе два таких учителя, принятые на работу еще в середине 1990-х годов, когда был дефицит кадров. Оба учителя повышали свой профессиональный уровень, проходили аттестацию, имеют грамоты и различные благодарности.- Судя по всему, надзорные органы предлагают прекратить трудовые договоры по пункту 11 части 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, то есть по причине отсутствия документа об образовании (квалификации), если направление подготовки не соответствует выполняемой работе.Такие требования нельзя считать правомерными в случаях, когда педагогические работники были приняты на работу до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н, утвердившего квалификационные характеристики, содержащие для педагогических работников требования к направлению подготовки по полученному образованию, либо позднее, но с соблюдением процедуры, предусмотренной пунктом 9 раздела «Основные положения» квалификационных характеристик должностей работников образования.Указанный приказ вступил в силу 31 октября 2010 г. и обратной силы не имеет. Ранее к квалификации педагогических работников требования к направлению подготовки, то есть к профилю полученного образования, не предъявлялись.Необходимо также учитывать, что основания для прекращения трудового договора по пункту 11 части 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с нарушением правил заключения трудового договора) применяются в случае, если это нарушение исключает возможность продолжения работы.Кроме того, наличие положений, содержащихся в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования и пункте 23 Порядка аттестации, не только не исключает возможности продолжения работы педагогическими работниками, обладающими практическим опытом и компетентностью, принятыми на соответствующие должности до вступления в силу приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н, но и сохраняет такую возможность в настоящее время.Необходимо также иметь в виду, что указанные в квалификационных характеристиках должностей работников образования направления подготовки «Образование и педагогика» следует применять с учетом соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, установленных приказом Минобрнауки РФ от 18.11.2013 г. №1245 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования – бакалавриата, направлений подготовки высшего образования – магистратуры, специальностей высшего образования – специалитета, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. №1061, направлениям подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 17.09.2009 г. №337, направлениям подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. №1136».Аналогичные рекомендации даны также в письме Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505, которым направлены Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.- Облагаются ли налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой нуждающимся студентам из средств стипендиального фонда?- Пунктом 15 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования, осуществляющим оказание государственных услуг в сфере образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяются средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере 25% предусматриваемого им размера стипендиального фонда.Размер и порядок выплаты материальной поддержки обучающимся определяются локальными нормативными актами.Согласно п. 1. ст. 210 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.Доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц, поименованы в ст. 217 НК РФ. Пункт 1 ст. 217 НК РФ устанавливает, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.Согласно письму Минфина России от 04.06.2009 №03-04-07-01/190 в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения не любые государственные пособия и выплаты, поскольку прямо перечислены виды пособий как исключаемые из освобождаемых, так и освобождаемые от налогообложения. При этом и те и другие поименованные пособия имеют характер возмещения утраты гражданами источника доходов (временная нетрудоспособность, безработица, беременность и рождение ребенка).Абзацем 5 п. 8. ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц сумм единовременных выплат (в том числе материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.Но данный пункт распространяется на категории лиц, которые включены в целевую программу, утвержденную соответствующим органом государственной власти.Таким образом, единовременная материальная помощь, выплачиваемая из средств стипендиального фонда нуждающимся студентам, не подпадает под действие положений ст. 217 НК РФ и подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте