– По старому порядку аттестации учитель потерял право пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, в связи с тем что пропустил срок подачи заявления на аттестацию. Учителю пришлось проходить аттестацию лишь на первую квалификационную категорию. Может ли учитель пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию ранее чем через 2 года после установления первой квалификационной категории? И второй случай: может ли учитель, не проходивший аттестацию на соответствие занимаемой должности, претендовать на первую квалификационную категорию?
– Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276 (вступил в силу 15.06.2014 г.) утвержден Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Порядок аттестации).В соответствии с пунктом 27 Порядка аттестации аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений.Заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подается педагогическим работником не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.При этом пунктом 31 Порядка аттестации особо оговорено, что истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности. Этот пункт охватывает собой и те случаи, когда работник имел высшую квалификационную категорию, срок которой истек, в связи с чем по ранее действовавшему порядку педагогический работник вынужден был вновь проходить аттестацию на первую квалификационную категорию.Следовательно, в первом из рассматриваемых случаев работник вправе до истечения двухлетнего периода после установления первой квалификационной категории обратиться с заявлением в аттестационную комиссию об установлении высшей квалификационной категории.Что касается второго случая, то учитель, не проходивший аттестацию на соответствие занимаемой должности, может претендовать на первую квалификационную категорию. Порядок аттестации не предусматривает для педагогических работников в качестве основания прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории предварительное прохождение ими аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.Аналогичные ответы даны в Разъяснениях по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505).- Можно ли оспорить отказ пенсионных органов засчитать в стаж для досрочной педагогической пенсии время службы в армии по призыву? Засчитывается ли в стаж педагогической работы для назначения досрочной пенсии время службы по контракту, если в это время офицер занимался личным составом?- Для однозначного ответа на вопрос нужно точно понимать, о каком периоде службы идет речь.Если речь идет о службе в рядах Вооруженных сил СССР и Вооруженных силах РФ в периоды до 1 октября 1993 г., то побороться можно.Если служба в Вооруженных силах РФ пришлась на время после 1 октября 1993 г., то оспорить отказ пенсионных органов вряд ли представляется возможным.В пункте 3 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы. Этим положением можно воспользоваться при определении стажа, имеющего значение для определения размера оплаты труда. В данном случае педагогическим работникам образовательных организаций время военной службы полностью засчитывается в педагогический стаж для оплаты труда независимо от того, на какой педагогической должности они будут работать.Что касается пенсионного стажа, то трактовка гораздо сложнее. В Обзоре судебной практики Верховного суда РФ за II квартал 2001 года (по гражданским делам), утвержденном постановлением президиума Верховного суда РФ от 26.09.2001 г., указано следующее. В абзаце 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» изложена специальная норма, в соответствии с которой время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.Исходя из анализа абзацев 1 и 2 пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», можно сделать вывод о том, что законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет в абз. 2 п. 3 ст. 10 данного закона.Таким образом, время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, засчитывается лишь работа в должностях и в учреждениях, поименованных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781). В указанном Списке никаких ссылок на должности военной службы, к сожалению, нет.Напомним, что до 2002 года льготная пенсия педагогическим работникам называлась пенсией за выслугу лет, поэтому толкование Верховного суда РФ на момент 2001 года посвящено именно назначению пенсии за выслугу лет для педагогических работников, которая с 1 января 2002 года стала называться досрочной педагогической пенсией по старости.Таким образом, период нахождения на военной службе не будет засчитан в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.Рассмотренные правила применимы к периодам службы в армии с 1 октября 1993 г. по настоящее время. Для тех же, чья служба в армии пришлась на периоды существования СССР, соответственно в Вооруженных силах СССР, а также на период до 1 октября 1993 г. в Вооруженных силах РФ, есть шанс оспорить подобное решение пенсионных органов.Подобные судебные решения существуют и основываются в том числе на определении Верховного суда РФ от 28.01.2011 г. №44-В10-11.Так, Судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ по иску Васильева Р.Г. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Чернушинском районе Пермского края установлено, что в период, когда истец служил в армии, действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (действовало до 1 октября 1993 г. – Прим. «УГ»), пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.В силу пункта 4 названного Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.Конституционный суд РФ в постановлении от 29.01.2004 г. №2-П со ссылкой на постановление от 24.05.2001 г. №8-П и Определение от 05.11.2002 г. №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.Принимая во внимание, что на момент обращения (март 2010 г.) Васильева Р.Г. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 г. аналогично регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». – Прим. «УГ»).- Может ли по новому закону муниципальная школа организовать индивидуальное обучение для учеников?- В государственных и муниципальных образовательных организациях согласно действующему законодательству об образовании индивидуальное обучение как форма обучения не применяется.Индивидуальное обучение может существовать в рамках репетиторства. Однако к школе такая форма деятельности, как репетиторство, применима быть не может. Ибо в данном случае речь пойдет об индивидуальной педагогической деятельности учителя со всеми вытекающими правами и обязанностями.В государственных и муниципальных образовательных организациях применяются только формы обучения, указанные в ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 1 сентября 2013 г.). Так, предусмотрено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.Однако согласно подп. 3 п. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.В ст. 2 указанного закона индивидуальный учебный план толкуется как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.Таким образом, в муниципальной школе может быть организовано обучение по индивидуальным учебным планам, а также ускоренное обучение. При этом порядок обучения по индивидуальным планам, а также порядок ускоренного обучения должны регламентироваться локальными нормативными актами.
Комментарии