– С 1 сентября 2015 г. введен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Обязан ли учитель при переходе на новый стандарт проходить повышение квалификации?
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. №1897 и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.Минобрнауки РФ своим письмом от 07.08.2015 г. №08-1228 направило для сведения педагогических работников методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанные Российской академией образования.В частности, по рассматриваемому вопросу рекомендовано следующее.Согласно пункту 22 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС) непрерывное профессиональное развитие работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу основного общего образования, должно обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Педагогический работник обязан систематически повышать свой профессиональный уровень (пункт 7 части 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).На основании ст. 196 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) работодателю предоставлено право определять необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, а также с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ. При этом согласно части 2 ст. 197 ТК РФ право работников на дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.В договоре (в том числе трудовом договоре) могут, к примеру, содержаться обязанности работодателя по обеспечению реализации требований ФГОС к уровню квалификации педагогического работника, к непрерывности его профессионального развития путем освоения дополнительных профессиональных программ; по предоставлению в соответствии со ст. 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работнику, направляемому на дополнительное профессиональное образование.Таким образом, работник обязан пройти повышение квалификации, если образовательная организация своевременно оформит соответствующее направление на дополнительное профессиональное образование.- Можно ли занимать должность «учитель», имея высшее образование или среднее профессиональное образование, не относящееся к области «образование и педагогика» или к области, не соответствующей преподаваемому предмету?- На сегодняшний день нет законодательных запретов занимать должность «учитель» в рассматриваемом случае, но необходимо соблюсти ряд условий.Письмом Минобрнауки РФ от 25.08.2015 г. №АК-2453/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального обеспечения направлены Рекомендации об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования.В частности, по рассматриваемому вопросу даны следующие рекомендации.Согласно части 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н (далее – Квалификационные характеристики), установлены следующие требования к квалификации по должности «учитель»:- высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.Таким образом, для занятия должности «учитель» необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной программе в области «образование и педагогика».При этом в письме особенно отмечено, что согласно требованиям Квалификационных справочников иногда дополнительного профессионального образования недостаточно для занятия определенной должности. Прием на работу работников относится к компетенции работодателя. Таким образом, если одним из требований при приеме на работу является наличие высшего образования в определенной области, например по одной из специальностей укрупненных групп специальностей и направлений подготовки «Гуманитарные и социальные науки», то работодатель вправе отказать специалисту с высшим (техническим) образованием с дополнительным профессиональным образованием в области гуманитарных и социальных наук.Однако обращаю особое внимание на то, что пунктом 9 Общих положений Квалификационных характеристик предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.Этим пунктом можно воспользоваться в исключительных случаях.- До выхода в декретный отпуск у меня были нагрузка 18 часов и классное руководство. Обязана ли администрация школы по возвращении из отпуска по уходу за ребенком предоставить мне такую же нагрузку?- Руководитель образовательного учреждения правомочен решать вопрос распределения функций классного руководителя, исходя из сложившейся ситуации и целесообразности. Рекомендациями по применению законодательства РФ при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, направленными письмом Минобрнауки РФ от 25.04.2006 г. №АФ-100/03, особо отмечено, что при регулировании вопросов, связанных с возложением на педагогических работников общеобразовательных учреждений функций классного руководителя, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательного учреждения. Так, можно предусмотреть положения о том, что:- учитывается обеспеченность соответствующими кадрами, а также другие условия работы;- выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться (вообще и в конкретном классе в частности) по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;- кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года;- должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.Учебная нагрузка, которую учительница выполняла до выхода в отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком, также может быть скорректирована. Статья 256 Трудового кодекса РФ гарантирует на период отпуска по уходу за ребенком лишь сохранение за работником места работы (должности).Однако работодатель обязан обеспечить работника той учебной нагрузкой, которая оговорена в трудовом договоре. Все остальные изменения (увеличение нагрузки или ее уменьшение) осуществляются только с согласия работника.Обращаем внимание, что согласно п. 2.3. Порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. №1601), при определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных п. 1.7 Порядка.- Работаю преподавателем-организатором ОБЖ школы, имея высшую квалификационную категорию. Будет ли она учитываться для оплаты труда, если я буду работать учителем географии?- Окончательный ответ на ваш вопрос можно найти в отраслевом региональном соглашении и (или) коллективном договоре. В общих чертах исходить надо из следующего.В соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок аттестации), квалификационная категория педагогическому работнику устанавливается по должности, по которой он прошел аттестацию.При этом учителям, преподавателям квалификационная категория устанавливается по должности «учитель», «преподаватель» независимо от того, в каких классах, группах, в каких организациях, а также по каким учебным предметам, курсам, дисциплинам ведется преподавательская работа.«Учитель» и «преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности» – это две разные должности. В настоящее время Порядок аттестации не предусматривает возможности учитывать имеющуюся квалификационную категорию при работе в разных должностях.Однако письмом Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505 подготовлены Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.В частности, сообщено, что в случаях, когда педагогический работник, имеющий квалификационную категорию по одной должности, работает в должности, по которой квалификационная категория не установлена, имеющаяся квалификационная категория в течение срока ее действия может быть учтена только при решении вопросов, связанных с оплатой труда работников, если такое условие является предметом отраслевых региональных соглашений и (или) коллективных договоров, как это в настоящее время предусмотрено пунктами 5.9 и 5.10 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Минобрнауки России на 2015-2017 годы, заключенного между Министерством образования и науки РФ и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, и приложением №3 к данному Отраслевому соглашению (c возможностью решить рассматриваемую ситуацию положительно).Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 30 Порядка аттестации заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через 2 года после установления по этой должности первой квалификационной категории.Вместе с тем все тем же совместным письмом от 03.12.2014 г. №08-1933/505 отмечено, что было бы нецелесообразным педагогическому работнику (к примеру, учителю), имеющему высшую квалификационную категорию, отказывать в приеме заявления и в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности (к примеру, педагога дополнительного образования), учитывая, что решение об установлении высшей квалификационной категории по другой должности будет приниматься аттестационной комиссией после осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогического работника по новой должности.Возможность прохождения педагогическими работниками аттестации в подобных случаях целесообразно закреплять в отраслевых соглашениях на федеральном и региональном уровнях социального партнерства.
Комментарии