– Какова максимальная наполняемость одного отряда в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием? Каковы правила оплаты труда за переработку воспитателя?
Летний счет- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 г. №25 утверждены СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул» (далее – СанПиН).Согласно пункту 1.3 СанПиН оздоровительные учреждения с дневным пребыванием детей организуются для обучающихся образовательных учреждений на время летних, осенних, зимних и весенних каникул.Оздоровительные учреждения комплектуются из числа обучающихся одной или нескольких общеобразовательных, спортивных, художественных школ и иных учреждений для детей и подростков, подразделяются на отряды не более 25 человек для обучающихся 1-4-х классов и не более 30 человек для остальных школьников.Наполняемость групп при организации занятий в кружках, секциях и клубах регламентирует пункт 2.6 СанПиН: оптимальная – не более 15 человек, допустимая – 20 человек (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и других занятий).Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015-2017 годы регулирует социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливая общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы.Соглашение обязательно к применению при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также может использоваться при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений.Пункт 5.7 данного соглашения указывает, что переработка рабочего времени воспитателей, помощников воспитателей, младших воспитателей вследствие неявки сменяющего работника или родителей, а также работа в детских оздоровительных лагерях, осуществляемая по инициативе работодателя за пределами рабочего времени, установленного графиками работ, является сверхурочной работой. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором или трудовым договором.Согласно п. 2.1 СанПиН организация работы оздоровительных учреждений с дневным пребыванием осуществляется в режимах пребывания детей:- с 8.30 до 14.30 часов, с организацией 2-разового питания (завтрак и обед);- с 8.30 до 18.00 часов, с обязательной организацией дневного сна для детей в возрасте до 10 лет и 3-разового питания (завтрак, обед, полдник).Пионеры или коммунисты?- Многие интересуются созданием в школах ученических общественных организаций. Особенно это актуально после Указа Президента РФ от 29 октября 2015 года №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В Интернете есть сообщение партии «КПРФ» о создании пионерской организации в Татарстане: «Первый секретарь Зеленодольского местного отделения В.И.Кострин представил блестящий опыт по проведению торжественной пионерской линейки! 22 апреля в одной из городских школ в пионеры были приняты 25 ребят. Дети не только формально вступают в пионеры, они с удовольствием носят красные галстуки. Возвращение советских форм объединения подрастающего поколения в школы имеет очень важное значение для нашей партии. Этот опыт надо распространять в Казани, других городах и районах республики. От местных отделений мы ждем предложений, как и где это осуществить…» Такие коммунистические пионерские организации с красными галстуками правомерны или противоречат указу Президента РФ? Какие последствия могут быть для педагогов и политических деятелей в случае превышения должностных полномочий?- В современном обществе любая организованная деятельность регулируется законодательно. Это касается и деятельности граждан, изъявивших желание объединить свои усилия для достижения той или иной цели с помощью общественной организации.Нормативно-правовые основы деятельности детских и молодежных общественных организаций начинаются с международного нормативного акта Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.). В статье 20 данной Всеобщей декларации прав человека говорится, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.Второй международный правовой акт – Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.), в статье 15 которой зафиксировано положение о том, что «государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний».Таким образом, ребенок имеет право на объединение в любые интересные для него ассоциации, клубы, команды и т. д.Согласно ст. 30 Конституции РФ (Основного закона нашей страны) «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».Это право имеет каждый гражданин Российской Федерации независимо от пола, возраста, уровня образования и т. д. Следовательно, правом объединяться в любые, не противоречащие законодательству Российской Федерации, организации, объединения обладают и дети школьного возраста.Пункт 2 статьи 30 Конституции РФ гласит: «Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем».Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон) регулирует основные вопросы создания, регистрации, организации деятельности объединений граждан.В статье 3 Закона раскрыто содержание права граждан на объединение: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений».Законом зафиксирована добровольность объединения, в том числе и для детей.В следующем абзаце данной статьи Закона четко указано, что «создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан».Кроме того, в этой статье зафиксировано и следующее: «Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов».Продолжая линию предоставления широких прав граждан на объединение без официального разрешения органов власти, статья 3 Закона фиксирует и положение о том, что «создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном Законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица».Следовательно, детские (молодежные) общественные организации могут не регистрировать факт своего создания и начала деятельности, связанной с защитой прав своих членов. Это во многом облегчает процедуру создания именно детских (молодежных) общественных организаций, которые могут возникать по инициативе школьников или с помощью педагогов, при этом проходить процедуру государственной регистрации не обязательно.В ст. 6 Закона объяснено содержание термина «член общественного объединения». Так, членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения».Таким образом, ребенок, выразивший желание принимать участие в деятельности детской (молодежной) общественной организации, должен добровольно написать личное соответствующее заявление. Именно это индивидуальное заявление и является юридическим основанием для вступления в детскую (молодежную) общественную организацию.В этой же статье дается определение понятия «участники общественного объединения», которыми признаются «…физические лица и юридические лица – общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом». Следовательно, для участия в различных акциях и мероприятиях того или иного общественного объединения ребенок может и не оформлять с ним официальных отношений путем личного индивидуального заявления, достаточно просто принимать участие в акциях, но на основе добровольности.В статье 19 Закона четко обозначены требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений: «Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет. Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет».Согласно ст. 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации. При этом к обязанностям образовательной организации отнесено соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.Таким образом, общеобразовательные организации именно содействуют деятельности не запрещенных законодательством РФ общественных объединений, а не внедряют программы одного общественного объединения.В современном виде пионерское движение представляют Международный союз пионерских организаций – Федерация детских организаций, Межрегиональная организация «Пионерское содружество», региональные, местные обновленные пионерские организации, отдельные дружины, отряды. Их деятельность законом не запрещена. Поэтому никаким образом не может противоречить названному указу Президента РФ.В рассматриваемой заметке трудно обвинить представителя партии в том, что он проводит политическую деятельность в образовательной организации. Законом не запрещено приглашать политических деятелей в школу в качестве почетных гостей. О чем говорилось на линейке – неизвестно. Призыв к местным отделениям о предложениях по увеличению пионерских организаций тоже не может караться законом, так как мы не знаем ответ на вопрос, «как и где осуществить увеличение пионерских ячеек» и какие действия будут предложены.В любом случае надо иметь в виду, что деятельность политических партий в образовательных организациях запрещена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».А согласно ст. 39 Федерального закона от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» в случае нарушения политической партией Конституции РФ, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный уполномоченный орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если политической партией в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального уполномоченного органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного суда РФ.В отношении образовательной организации может встать вопрос о привлечении к административной ответственности.
Комментарии