– Законно ли существование ограниченных сроков подачи заявлений и периодов для проведения аттестации? В какие сроки учитель может подать заявление о прохождении аттестации на установление высшей квалификационной категории? С какого времени после прохождения аттестации учитель может претендовать на повышение оплаты труда?
– Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок аттестации) не предусматривается установление для педагогических работников сроков подачи ими заявлений, а также периодов для приема заявлений и проведения их аттестации.Пунктом 32 Порядка аттестации установлено, что при рассмотрении заявления определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника с учетом срока действия ранее установленной ему квалификационной категории.Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ не вправе ограничивать сроки подачи педагогическими работниками заявлений о прохождении аттестации и периоды проведения аттестации в течение календарного года.Педагогический работник вправе обратиться в аттестационную комиссию в любое время.Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории и осуществляется письменное уведомление о сроке и месте проведения аттестации.Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.Таким образом, если учитель желает, чтобы аттестационной комиссией рассмотрение его заявления и определение периода прохождения аттестации осуществлялось с учетом срока действия имеющейся у него квалификационной категории, то заявление целесообразно подавать заблаговременно – не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории. Это время будет использовано для рассмотрения заявления (30 календарных дней), а также для проведения аттестации (60 календарных дней).Право на изменение уровня оплаты труда у педагогических работников, которым установлена квалификационная категория, возникает со дня вынесения решения аттестационной комиссией.Рекомендуем ознакомиться с Разъяснениями по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (письмо Минобрнауки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.12.2014 г. №08-1933/505).- Учитываются ли при исчислении отпускных премии, полученные в течение года?- Согласно пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. №922 (далее – Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат, к которым, в частности, относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.Федеральная служба по труду и занятости в письме от 23.10.2007 г. №4319-6-1 разъяснила, что при исчислении средней заработной платы работодатель может учесть все начисленные в расчетном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закрепленные в положении об оплате труда или положении о премировании. Исключение составляют премии, выплачиваемые в организации вне системы оплаты труда (разовые премии), например, к юбилейным датам, праздникам, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей и т. д. Учитывать их при исчислении средней заработной платы оснований нет.Кроме того, пунктом 15 Положения предусмотрено, что в расчет средней заработной платы нельзя брать две премии, начисленные за одни и те же показатели, а также премии (за исключением вознаграждений по итогам работы за год и единовременного вознаграждения за выслугу лет), начисленные за пределами расчетного периода.- Какие основания для снижения учебной нагрузки учителя в школе могут считаться законными?- Приложением 2 к приказу Минобрнауки РФ от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – приказ №1601) установлены ограничения по изменению установленного педагогическим работникам (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава) объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя.Из пунктов 1.5 и 1.6 приложения 2 к приказу №1601 следует, что основанием для изменения объема учебной нагрузки в сторону ее снижения по инициативе работодателя могут являться только случаи, связанные с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).При этом указанные основания могут быть использованы работодателем для снижения педагогическим работникам установленного объема учебной нагрузки после соблюдения процедуры письменного уведомления не менее чем за два месяца:- в текущем учебном году – только в отношении педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1 приложения 1 к приказу №1601 (учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным); преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, физической культуры и спорта; педагогов дополнительного образования и старших педагогов дополнительного образования; тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в области физической культуры и спорта; логопедов медицинских организаций и организаций социального обслуживания; учителей иностранного языка дошкольных образовательных организаций; преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей указанных организаций, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы);- на следующий учебный год – в отношении всех педагогических работников, указанных в пункте 2.8 (т.е. подпунктах 2.8.1 и 2.8.2) приложения №1 к приказу №1601.Неприменение оснований для снижения установленного объема учебной нагрузки в текущем учебном году по инициативе работодателя в отношении педагогических работников, указанных в пункте 2.8.2, т.е. преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств и по основным программам профессионального обучения, обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 4.7 приложения 2 к приказу №1601 до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, указанным преподавателям выплачивается средняя месячная заработная плата, которая определяется на начало учебного года.В остальных случаях в соответствии с пунктом 1.7 приложения 2 к приказу №1601 временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме.Об изменении объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора (пункт 1.8 приложения 1 к приказу №1601).Учитывая, что о предстоящих изменениях условий трудового договора, связанных с учебной нагрузкой, а также о причинах, их вызвавших, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, определение объема учебной нагрузки на новый учебный год необходимо осуществлять до ухода педагогических работников в отпуск, с тем чтобы заранее было известно, с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году.До ухода в отпуск определение учебной нагрузки необходимо в целях своевременного уведомления педагогических работников о возможном ее изменении в сторону снижения по основаниям, предусмотренным пунктом 1.6 приложения 2 к приказу №1601.Обращаем внимание, что если на новый учебный год учебная нагрузка педагогическим работникам будет установлена не по окончании учебного года, а только после выхода их из отпуска, то при невозможности обеспечения их в новом учебном году по указанным выше причинам прежнего объема учебной нагрузки работодатель обязан будет сохранять им ранее получаемый размер оплаты труда в течение не менее двух месяцев (т.е. в течение срока, за который он обязан предупредить работника об изменении учебной нагрузки).- Работаю заведующей педагогической частью в детском санатории. В прошлом году сократили продолжительность моего отпуска. Слышала, что можно отстоять право на отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Если это правда, то как это сделать?- В связи с признанием утратившим силу постановления Правительства РФ от 01.10.2002 г. №724 (ранее предусматривавшего право заведующих педагогической частью учреждений здравоохранения на отпуск продолжительностью 56 календарных дней) отсутствует правовое основание для предоставления ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков для руководителей и иных работников организаций, не являющихся образовательными организациями, которыми они пользовались до принятия постановления Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (регулирует предоставление отпусков педагогическим работникам в настоящее время) (далее – Постановление №466).К ним относятся:- директора (заведующие), их заместители, заведующие отделами и другими структурными подразделениями, методисты, педагоги-психологи учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров);- директора (заведующие) организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (если основной целью их деятельности в соответствии с уставом не является образовательная деятельность), их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители;- заведующие педагогической частью учреждений здравоохранения, учреждений и организаций социального обслуживания.Для указанных работников ежегодный основной отпуск после вступления в силу Постановления №466 должен предоставляться общеустановленной продолжительности, составляющей 28 календарных дней.Вместе с тем вопрос о сохранении прежней продолжительности отпуска указанных работников может быть решен путем отнесения соответствующих должностей работников к работникам с ненормированным рабочим днем, учитывая, что руководители и другие работники учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров), а также руководители других организаций, не являющихся образовательными организациями, как правило, привлекаются к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени.Поскольку действующим законодательством максимальная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска для работников с ненормированным рабочим днем не установлена, то указанным работникам в порядке, установленном статьей 119 Трудового кодекса РФ, может быть установлен ежегодный дополнительный отпуск, общая продолжительность которого с учетом ежегодного основного оплачиваемого отпуска будет составлять либо 42, либо 56 календарных дней.При решении указанного вопроса необходимо исходить из того, что предоставление работнику дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день не связано с дополнительными финансовыми затратами, если не требуется замена работника на период его дополнительного отпуска, поскольку фонд оплаты труда предусматривается на 12 месяцев, за счет которого за рабочее время работнику выплачивается заработная плата, а за дни дополнительного отпуска производится оплата отпуска.Подобные рекомендации не раз поддерживал Профсоюз работников народного образования и науки РФ.
Комментарии