– Существуют ли основания, по которым учителю могут отказать в приеме заявления и в прохождении аттестации на квалификационную категорию?
– Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 г. №276) (далее – Порядок), не предусматривает оснований для отказа в приеме от педагогических работников заявлений для прохождения аттестации в целях установления квалификационной категории.После рассмотрения заявлений педагогическим работникам может быть отказано в прохождении аттестации для установления квалификационной категории по следующим основаниям:- если педагог обращается за установлением высшей квалификационной категории впервые, не имея установленной первой квалификационной категории (п. 30 Порядка);- если обращение за установлением высшей квалификационной категории аттестующегося впервые на высшую категорию следует ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории (п. 30 Порядка);- если обращение за установлением той же самой квалификационной категории (первой или высшей) следует до истечения 1 года со дня принятия аттестационной комиссией решения об отказе в установлении этой квалификационной категории по той же должности (п. 43 Порядка);- если лицо, обращающееся с заявлением в аттестационную комиссию, на день подачи заявления не замещает педагогические должности в образовательных организациях (п. 1 Порядка).Не может быть отказано в прохождении аттестации по причине:- несовпадения у педагогического работника профессионального образования с направлением подготовки, предъявляемым к должности квалификационными характеристиками по должностям работников образования;- истечения срока действия квалификационной категории (первой или высшей) на день подачи заявления, в том числе истечения срока действия первой квалификационной категории при подаче заявления о прохождении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории;- прохождения аттестации на первую квалификационную категорию в случае отказа в установлении высшей квалификационной категории, в том числе если заявление об этом подано в день, когда было принято решение аттестационной комиссии об отказе;- нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;- наличия перерыва в педагогической деятельности, в том числе в случае истечения в этот период срока действия квалификационной категории (первой, высшей);- незначительной продолжительности работы в организации по новому месту работы.- Имеет ли право учитель выставить за дверь ученика во время урока за плохое поведение, если ученик срывает урок?- Учитель не имеет права выставлять за дверь ученика во время урока ни при каких обстоятельствах.Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.Пункт 8 ст. 41 Закона четко возлагает на образовательную организацию обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.Также ст. 28 Закона зафиксировано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.В предлагаемой ситуации учитель, выставляя ученика за дверь, теряет контроль за ребенком, продолжая оставаться при этом ответственным за все, что с ребенком может случиться в этот момент.Другими словами, школа (в лице учителя) несет ответственность за своих учеников, и оставление их без присмотра является грубым нарушением действующего законодательства.Если поведение ребенка настолько сильно мешает проведению занятий, то правильным действием учителя будет вызов охранника (ответственного за безопасность, другого преподавателя), с помощью которого ребенок может быть доставлен, например, в кабинет директора школы. Конечно, иногда технически совершить такой алгоритм действий может быть затруднительно в силу отсутствия средств внутренней коммуникации или свободного персонала.Но не лишним будет напомнить, что учителя несут ответственность за охрану жизни и здоровья учеников непосредственно на проводимом уроке и воспитательных мероприятиях. В случае возникновения ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью учащихся, учитель обязан незамедлительно сообщить о ней руководителю образовательной организации.Если же с ребенком произойдет несчастный случай во время нахождения его в школе, родители имеют право предъявить требования по возмещению причиненного вреда здоровью ребенка к школе, которая в свою очередь в дальнейшем в регрессивном порядке может предъявить свои требования к родителям ученика – причинителя вреда или к нему самому, если он старше 14 лет, либо к учителю, по чьей вине ребенок получил травму.Не стоит забывать и о возможности применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания на основе положений ст. 43 Закона. Так, например, установлено, что за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.- Имеет ли преимущественное право при распределении учебной нагрузки учитель, имеющий степень кандидата педагогических наук?- Объем учебной нагрузки, предоставляемой учителю, не зависит от наличия ученой степени, а определяется в зависимости от занимаемой должности и условий организации образовательного процесса.Учебная нагрузка педагогических работников устанавливается исходя из норм, определенных в приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее – Порядок).Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, четко оговоренных в п. 1.7 Порядка.Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).Научная степень учителя в какой-то мере может сыграть роль, если встанет вопрос о сокращении учителей. Согласно ст. 179 Трудового кодекса РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Научная степень может говорить о более высокой квалификации учителя в том случае, если, например, все учителя будут с одинаковыми квалификационными категориями. Однако в любом случае это не гарантия, так как при решении вопроса о сокращении того или иного работника работодатель должен руководствоваться еще и другими факторами.- Обязан ли учитель писать рабочую программу?- Вслед за появлением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2010 году появились типовые должностные инструкции учителя, которые поставили точку в споре – должны ли учителя писать рабочую программу.Квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761) применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.Согласно должностным обязанностям учитель, в частности:- разрабатывает рабочую программу по предмету и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;- обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).Для сведения сообщаем, что Минобрнауки РФ выпустило письмо от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», в котором отмечено, что авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.
Комментарии