Лену НИКИТИНУ можно поздравить, в ее большой семье на днях родился двадцать пятый внук!
– Секрет нашей семьи в том, что мы хотим иметь детей. Здесь главное – понять, что значит жить с ними вместе. Заниматься по жизни можно многим, но не на глазах у ребенка, где-то вдали от него. Откуда быть мальчишке токарем или пекарем, если он не знает, как это делается: отец уходит спозаранку, приходит поздно, да еще в подпитии. Ребенок ничего не видит. Между тем рождение ребенка – торжественное, важнейшее событие в жизни, и он должен быть не один. Мы лишаем наших будущих родителей самого главного – любви. Вас любят не за что-то, а просто за то, что вы есть. Ребенок – это учитель любви. Самое главное сотрудничество – то, что происходит между родителями и детьми.
Первые годы Лена Никитина проработала на Алтае, в шукшинских местах. «Может, и сейчас помнят в селе Воеводском неуемную учительницу», – говорит она. Ее одолевало стремление к изобретательству, было искреннее желание помочь детям. Отношения с ними складывались всегда хорошо. Но вскоре общение с детьми стало ставить в тупик. Настораживали программа и методика. Почему обязательно надо разбирать произведение, раскладывать чувства героев по полочкам. Да разве можно над чувствами эдак! Это надо пережить вместе! Нельзя читать стихотворения по заданию. Это поэзия: что-то нравится, что-то нет.
– В программах – одно и то же стихотворение на всех, одно и то же сочинение. Кто это изобрел? Не мытьем, так катаньем всунуть знания. Меня спрашивали: «А если мне не нравится Маяковский?» Как, он должен нравиться!.. Мы всегда должны были подчиняться этой лжи в чувствах и мыслях. Я должна насиловать учеников. Я пробовала что-то поменять в методике. Стремилась что-то придумать, чтобы ребятам было интересно. Тогда возник парно-коллективный способ, пробовала и его…
Судьба свела Лену Алексеевну с замечательным педагогом Борисом Павловичем Никитиным, который изменил ее жизнь.
– Он вызывал к себе это доверие буквально с первого взгляда. Доверие до бесконечности. Он готовил свою школу, стремясь соединить Пушкинский лицей и школу Макаренко. Обучение с производительным трудом. Много положил здесь и сил, и времени. Он видел это как педагогику сотрудничества не только учителей, но и родителей, сотрудничество в общественном и семейном воспитании. Отношения в самой семье – это тоже сотрудничество. Когда двое собираются жить вместе – это уже сотрудничество, и тут порой приходится тяжело. Маленький человечек учит любви. Если человек не проходит детства, своего и своих детей, он не становится нормальным дедом и бабушкой. Это чувствование ребят давалось с трудом – это искусство…
…Тогда, двадцать лет назад, учителями-новаторами двигало не только честолюбие и желание творчества – надо было спасать детишек. Из изобретательства и любви к детям и появилась педагогика сотрудничества. Лену Алексеевну беспокоит сейчас другая крайность: новаторство ради новаторства. Тут исчезает самое главное: любовь, любовь и еще раз любовь.
Комментарии