О чем скорбим
История московского вандализма стала темой новой экспозиции, открывшейся в выставочном зале и общественном центре имени Андрея Сахарова в столице. Здесь только фотографии, поскольку от архитектурных памятников, которым посвящена выставка, не осталось и обломка кирпича.
Главной причиной уничтожения старинных особняков и церквей стала идеология. В первые послереволюционные месяцы вышел декрет “О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников российской социалистической революции”. Группа архитекторов во главе с А.Щусевым разработала гуманный по отношению к старине план “Новая Москва”, который предусматривал сохранение памятников и исторической планировки столицы. Его забраковали. Авторы получили упрек в “непонимании своеобразия социалистической экономики и перспектив развития советской столицы”. Первым “погибшим” памятником церковной архитектуры Москвы стала часовня Александра Невского на Моисеевской площади, построенная в память погибших в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. В наши дни Зураб Церетели выступил с предложением восстановить часовню, но фантазия архитектора хватила через край: он захотел сделать ее не из камня, а из…хрусталя.
Памятники, разрушенные в 1920-х годах, открывают экспозицию. Одно десятилетие сменяется другим. Меняются и причины уничтожения. Идеологическая подоплека тускнеет, начинается эра прагматизма: расширение улиц, реконструкция района, улучшение планировки… Наше время ознаменовано многочисленными обещаниями беречь московскую старину. Некоторые памятники уже восстановлены, как, например, Храм Христа Спасителя. Но это не решение проблемы. Восстановленный храм или особняк – все равно “новострой”, муляж в натуральную величину. Старинные архитектурные памятники по-прежнему гибнут. Теперь – от бесхозяйственности и беспечности, от равнодушия. Так, доведенная до аварийного состояния, не столь давно сгорела деревянная дача московских митрополитов в Черкизове. Едва не снесли числившийся в списке аварийных дом поэта Дмитрия Веневитинова в Кривоколенном переулке, где Пушкин читал своим друзьям “Бориса Годунова”. Вмешалась общественность, особняк удалось отстоять.
Архитектуре придают такое значение неспроста. Никакой другой вид искусства не воздействует на человеческое сознание с таким постоянством. Красивый памятник можно “лишить жизни”, даже не разрушая его. Огородить, например, со всех сторон неуклюжими железобетонными коробками-домами или сделать пристройку, которая обезобразит его до неузнаваемости. Выставки, подобные той, что подготовлена в общественном центре имени Андрея Сахарова, важны не только потому, что призывают беречь старину. Они могут стать хорошим местом для урока истории или краеведения.
“Дайте дорогу утятам”
Так называется сказка Роберта Макклоски, на которой выросло не одно поколение малышей Америки. Семейство уток ищет удобное и безопасное местечко, где можно вволю поплавать, угощаясь арахисом от добрых людей. Учтивые полицейские даже перекрывают дорожное движение, чтобы пропустить утят, важно шагающих друг за другом вслед за мамой. В Бостоне пернатым сказочным героям установлен памятник.
В начале 1990-х его авторскую копию разместили в одном из самых живописных мест Москвы – в парке возле Новодевичьего монастыря. Утята стали своеобразным символом счастливого детства и добрых отношений между СССР и США. С инициативой установить памятник утятам выступила Раиса Горбачева. Она увидела его в Бостоне и пришла в умиление. Но утята стали жертвами безудержного стремления к быстрому обогащению, которое тоже можно назвать символом тех времен. Одного утенка украли сразу же. Еще два вместе с мамой-уткой исчезли в начале 2000 года…
Скульптор Нэнси Шён долго добивалась восстановления бронзовых птиц. Наконец, несколько американских фирм скинулись и заново заказали фигурки Лэка, Мэка, Квэка и их мамы. На второе открытие памятника пришли много пап и мам, дедушек и бабушек со своими малышами. Присутствовали министр культуры России Михаил Швыдкой, экс-президент СССР Михаил Горбачев, гости из Америки. Ребятня, получившая в подарок по шоколадке и пластмассовому утенку, тут же воспользовалась возможностью посидеть на знаменитых бронзовых утятах.
На открытии Нэнси Шён немного поведала о себе. У нее девять внуков. Они помогают ей понять мир ребенка и работать над созданием таких симпатичных сказочных героев. Если ж утята пропадут вновь, Нэнси Шён готова взяться за реставрацию памятника. Кстати, скульптурную группу в этот раз застраховали (на 24 тысячи условных единиц). Подобных случаев вандализма, как в Москве, в Бостоне не было, что свидетельствует о разном уровне благосостояния. Но ведь не только от него зависит уважение к памятникам, особенно если они из бронзы.
Виктор БОЧЕНКОВ,
Елена МАСЛОВА
Комментарии