В декабре 2010 года мы узнаем итоги четвертого цикла международного исследования образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). А на старт PISA-2009 выходит уже сейчас: в апреле 62 страны примут участие в этом мониторинговом исследовании. Какое место займет Россия в турнирной таблице, будет зависеть от результатов, которые продемонстрируют 15-летние школьники в 45 субъектах РФ. Какова специфика исследования PISA? Чем оно отличается от не менее известных TIMSS, PIRLS, ICCS, SITES? Какие выводы позволяет сделать и что меняет в российском школьном образовании? Эти и другие вопросы накануне нового цикла «международного экзамена» мы адресовали Галине КОВАЛЕВОЙ, национальному координатору исследования PISA в России, руководителю Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО.
СтатфактСравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международных сравнительных исследований учебных достижений школьников (TIMSS 1995, 1999, 2003 и 2007 годов) свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских восьмиклассников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследованиях PISA (2000, 2003, 2006) показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных (например, Финляндия, Нидерланды, Канада, Австралия, Чешская Республика, Венгрия, Новая Зеландия, Швеция и др.). Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система обучения не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания.
– Мониторинговые исследования качества образования проводят Международная ассоциация по оценке учебных достижений IEA (International Association of Evaluation of Educational Achievements) и Организация экономического сотрудничества и развития – OECD (Organisation for Economic Cooperation and Development). В списке IEA – исследования по изучению качества и понимания текста – PIRLS, по оценке качества математического и естественно-научного образования – TIMSS, по информационным технологиям в обучении – SITES и по качеству граждановедческого образования – ICCS. Основная задача этих исследований – оценить качество образования в этих областях в соответствии с теми программами и задачами, которые разные страны мира ставят перед своими системами образования. В TIMSS, например, изучается подготовка учащихся на ключевых этапах обучения – в конце начальной школы и почти в конце основной школы, в 8-м классе.
– Галина Сергеевна, а каким образом формируется выборка школ и классов для исследования?
– Компьютерная программа специальным образом делает выбор сельских и городских школ. Вначале выдается случайное стартовое число. Например, в регионе три тысячи школ, а выбирается всего десять. Стартовое число выпадает, например, на 125, таким образом, 125-я по списку школа первая попадает в участники исследования. Три тысячи к десяти дает интервал выборки – триста школ, получается 125, 425 и так далее. Внутри списка все сортируется по веерному принципу – от самой малонаполняемой до самой большой школы. Никакого деления на успешные – неуспешные школы нет. Выбранная школа присылает всю необходимую информацию: о классах, количестве участников. Затем компьютерная программа выбирает один класс, все ученики которого и участвуют в исследовании. Их подготовка оценивается по специальным тестовым тетрадям, обычно их бывает от 10 до 15 с различными вариантами заданий. Проводится также анкетирование учащихся. Ребенок отвечает на вопросы о нем самом, его семье, потому что необходимо выявить и социально-экономические характеристики, о его отношении к предметам, об особенностях учебного процесса. Потом анкетируются все учителя, которые обучают этих детей, а также директора школ. И одни и те же проблемы просматриваются сквозным образом – учебный процесс глазами детей, учителей и директоров. По итогам TIMSS, PIRLS выпускаются большие энциклопедии, где описываются системы образования стран-участниц, а также отчеты (международные и национальные), в которых не только количественно, но и качественно описываются полученные результаты, а также то, что дети каждого уровня подготовки знают, умеют и могут продемонстрировать. Анализируются различные факторы, влияющие на результаты исследования. Факторы, связанные с детьми и семьей, образовательной средой, с демографическими характеристиками и подготовкой учителей. Кстати, именно влияние семьи на результаты обучения в России имеет большее значение, чем школы.
– Системы образования в разных странах мира отличаются, как же определяется общее ядро для исследования?
– Коллегиально. Причем если в TIMSS экспертами выступают специалисты-предметники, то в PISA – психологи, политики, экономисты, люди разных профессий. Они просто договариваются о том, что должны уметь дети для вхождения в мир. Сейчас, например, готовятся исследования TIMSS и PIRLS 2011 года, группы экспертов обсуждают содержание теста, видение международного стандарта. Конечно, оно сформировано в предыдущих исследованиях, но каждый раз корректируется с учетом тенденций, изменений, происходящих в изучаемых областях. К международному стандарту страны добавляют приоритетные для себя вопросы, а также отмечают вопросы, которые в их программах не присутствуют, после того как собирается общая информация и формируется общее ядро. Если больше половины стран не изучают какой-либо конкретный вопрос, он исключается. Если количество таких стран в меньшинстве, он остается. В России содержание образования значительно отличается от других стран, так что мы нередко остаемся в меньшинстве.
– Отсутствие этих вопросов в образовательных программах ухудшает наш результат?
– Вообще-то дети, например, начальной школы великолепно отвечают на все вопросы, просто наши программы не адекватны их возможностям восприятия, реалиям сегодняшней жизни. Ученики начальной школы – в десятке лучших стран по естественно-математической подготовке и на первом месте по чтению. Наши дети имеют высочайшие потенциальные возможности. Но, к сожалению, содержание школьного образования не адекватно международным стандартам. Правда, в российских стандартах второго поколения сделана попытка изменить ситуацию – разработаны новые примерные программы и планируемые результаты, программа универсальных учебных действий и система оценки.
– Все, о чем мы сейчас с вами говорим, касается исследований, ориентированных на оценку качества школьного обучения. У PISA другие целевые установки.
– Совершенно верно, важен ведь не только вопрос о качестве полученного образования, но и то, насколько выпускники способны использовать школьные знания в своей жизни. Именно поэтому в странах OECD была поставлена задача организовать новые циклы исследований по трем приоритетным областям знаний: математике, естествознанию – как основам для технологического и экономического развития страны – и чтению. Причем не просто техническому чтению, а умению работать с информацией, с текстами, представленными в разном виде – в рекламе, инструкциях, таблицах, графиках, рисунках, диаграммах, схемах… Здесь важно, как ученик понимает информацию различных уровней, может ли он ее интерпретировать, применять, высказывать собственные суждения на ее основе. В заданиях PISA по чтению противоречивая информация специально подобрана таким образом, чтобы ученик мог высказать собственное мнение и найти в тексте подтверждение своей точке зрения. Безусловно, он должен привлекать свой жизненный опыт, школьные знания, но именно текст должен быть основой для формирования суждений. То же самое и с задачами по физике, химии, математике, они не характерны для российской школы, а близки к реальным проблемным ситуациям в жизни и требуют не только знания перечисленных предметов, но и сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
Главный вопрос PISA звучит так: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе? Исследование проходит на всех уровнях образования, где есть 15-летние, – в школах, учреждениях НПО и СПО. Здесь уже нет связанного класса целиком, как, например, в TIMSS. В PISA из школ по специальной методике с использованием стартового случайного числа выбираются только 15-летние ребята. Они учатся в разных местах, у них разные учителя. Обработка процедуры достаточно сложная. Помимо тестовых заданий имеется анкета для учащихся и администрации школы. По итогам PISA энциклопедии не готовятся, результаты исследования описываются в отчетах (международных и внутренних), по каждому направлению обращается внимание стран на сильные и проблемные места в образовании стран.
– Кто финансирует участие нашей страны в международных исследованиях?
– С 2006 года расходы на это предусмотрены в бюджете страны в рамках Федеральной целевой программы развития образования. До этого ситуация была намного сложней -приходилось каждый раз искать тех, кто покроет международные взносы.
– Галина Сергеевна, какие проблемы фиксирует PISA на протяжении уже трех циклов исследования?
– Неумение наших учащихся применять знания в незнакомых ситуациях, невладение навыками работы с информацией, неумение вытаскивать из текстов необходимую информацию и ее интерпретировать. Те умения, которые оцениваются и считаются приоритетными в современном мире и экспертном сообществе, не формируются целенаправленно в российской школе, поэтому, с точки зрения PISA, Россия в современном стремительно меняющемся мире неконкурентоспособна. В то же время мы демонстрируем хорошие результаты в TIMSS и PIRLS. И это закономерно. Школа и учителя ориентированы на эти задачи, но проблему развития учеников они не решают. Отсюда трудности использования знаний в незнакомых ситуациях, нетрадиционных форматах постановки проблем и задач.
Это, кстати, подтвердил и ЕГЭ. Серьезная проблема даже хорошистов и отличников – несформированная вовсе или ослабленная самостоятельность мышления. Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они ее решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются, результаты исследования серьезно меняются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ и учебники, не имеющие достаточного дидактического аппарата, позволяющего сформировать высокий уровень умений или способов действий с учебным материалом. Дети приходят в начальную школу с большим потенциалом, а переходят в среднюю уже с меньшим. Этот факт исследования наглядно фиксируют: в PIRLS – у нас 1-е место по чтению, а в PISA 40-е по владению и работе с информацией. Так что основная школа очень серьезно влияет на изменение наших детей, возможно, они теряют тот потенциал, с которыми пришли… На это нужно обращать серьезное внимание. Нужен ли такой значительный массив знаний без способов работы с ними?
– Но учителя не готовы формировать такие способы действий.
– И это еще одна проблема. Педагогов не учат этому ни теоретически, ни практически, методические материалы для этого отсутствуют. Познавательные стратегии PIRLS и PISA поддерживают небольшое количество учебников. В нашей стране доминирует ориентация на запоминание. На это в основном направлены домашние задания, что отмечают 75 процентов детей. В европейских странах домашние задания ориентированы на проектную деятельность, на проведение исследований, сбор дополнительной информации, нахождение альтернативных способов решения разнообразных задач, а не на прочтение учебника, запоминание формул и тренинга по способу решения задач. Необходим акцент на работу в незнакомой ситуации, потому что в современном мире информация обновляется с огромной скоростью, и главное, чем должен владеть человек, – способами приобретения знаний и работы с информацией, способностью многократно переквалифицироваться в течение жизни.
– Галина Сергеевна, дают ли открытые задания по PISA возможность школьникам подготовиться к этому исследованию?
– Скорее, несколько сориентироваться. Открытые задания демонстрируют формат, тип задач, это тоже важно. И все-таки, если в течение обучения в школе умения, проверяемые PISA, не сформированы, вряд ли, просмотрев задания, можно улучшить итоговые результаты.
– Скажите, участие в международном исследовании – серьезный стресс для учеников?
– По моему опыту, они с удовольствием отвечают на эти вопросы. Это интересно, необычно. Главное, чтобы в школе не нагнетали обстановку. Так что психологическая атмосфера во многом зависит от администрации и педагогов.
Комментарии