Представленный материал разработан на основе технологии визуализации учебной информации, описанной профессором, кандидатом педагогических наук Н.А.Неудахиной в статье «Влияние особенностей учебного процесса на разработку когнитивных визуальных моделей» (журнал «Школьные технологии» №2, 2012 год).
В связи с тем что изучение языковых явлений русского языка предполагает запоминание школьниками большого количества понятий, лингвистических категорий, орфографических правил, перед учителем стоит острая проблема: как помочь ученикам усвоить абстрактный и большой по объему материал? Как научить их видеть тему в целом и осознавать части во взаимосвязи? Ведь от этого зависит развитие функциональной грамотности детей.Мне, как учителю, помогают такие визуальные модели, где на одном развернутом листе наглядно размещается материал целой темы с выделением предмета главной мысли, делением информации на логические части. Такой визуальной моделью является фрейм (рамка).Фрейм концентрирует внимание учащихся на самом главном, способствует выражению главного с помощью смысловых опорных пунктов, помогает произвести группировку материала в виде записи, схемы, модели. По мнению ученых, такая модель визуализации – это закодированная информация, которая дольше хранится в памяти и легче воспроизводится.Фрейм изучения темы я разрабатываю и совместно с учениками с целью информационного обучения, при котором основное внимание обращено на запоминание информации (предметный результат), и с целью развития интеллектуальных возможностей школьников, продуктивного мышления (метапредметные результаты).Оформление материала в визуальный образ, основанное на различных способах предъявления информации и взаимосвязях между этими способами, активизирует работу мышления учащегося при чтении и осмыслении содержания представленного материала.Обучение с помощью фреймов строится на основе графических образов.Основные задачи учителя: – научить учащихся не просто воспринимать и запоминать готовые графические знаки, но и самостоятельно выделять графические образы, группировать их в схемно-знаковые модели, то есть задействовать мышление;- формировать умение свертывать и развертывать информацию;- развивать грамотную научную речь.Используется данный дидактический материал следующим образом:- на уроках изучения нового материала и открытия нового знания, на уроках закрепления, на уроках систематизации и обобщения изученного;- на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний;- применяется в работе с учениками 5-9-х классов.Лилия ИСАЕВА, учитель русского языка и литературы маслянинской основной школы №2 Новосибирской области, победитель XVI Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»
Комментарии