Лето у нас наступает не по календарю, а по времени рассмотрения в правительстве вопроса о финансировании отпусков учителям. Еще одна примета – обсуждение возможностей летнего отдыха детей. Оба вопроса актуальны, но отпуск, как известно, – это еще и путевки.
А на какие путевки может рассчитывать, к примеру, учительница? Если муж у нее не новый русский, то только на соцстраховские – льготные, в отечественные дома отдыха и санатории. Достанутся ли они ей в этом году? Что там творится в фонде социального страхования, который перестал быть страховым и которого ждет брачный контракт с фондом обязательного медицинского страхования? В нашу ли пользу будет заключен этот союз?
Фонд соцстраха беднеет на глазах, и в этом управляющий отделением фонда по Москве Галина Кривушкина винит введение единого социального налога. Теперь благодаря ему фонд “сменил имидж”. Раньше он исповедовал принцип “богатые платят за бедных”, отчислений хватало, и на болезни (оплату больничных) и на профилактику (путевки). Поэтому в 2000 году на 1000 работающих приходилось 105 соцстраховских льготных путевок.
В 2001 году ситуация изменилась. Мало того, что отчисления в фонд по единому социальному налогу уменьшились почти в два раза, еще и из-за применения регрессивной шкалы (поощрение организаций за высокую зарплату сотрудников) недополучили 2 млрд. рублей. По больничному фонд не платить не может. И хотя максимальные выплаты по нему ограничили, но все равно пришлось уменьшить финансирование отдыха. Осталось 40 путевок на 1000 работающих. Получилось, что бедные уже платили за богатых. По словам Галины Кривушкиной, бывает так, что организация отчисляет фонду 16 тысяч рублей, а расходует 41 тысячу.
В этом году ситуация еще хуже. Сейчас на 1000 работающих приходится только12 путевок. И если раньше средства фонда перераспределялись от благополучных регионов в пользу 10 дотационных, то в этом году в помощи нуждаются уже 70 регионов (из 89).
То, что в Фонде соцстраха дела плохи и начинает нарастать дефицит, в правительстве известно. Предложения о его реформировании в виде законопроекта уже давно лежат в Думе без движения, напомнил первый заместитель министра экономразвития Михаил Дмитриев. Не лучше дела и в Фонде обязательного медицинского страхования (ОМС) – стабильное финансирование остается только в нескольких регионах. По словам директора НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Владимира Стародубова, нынешняя модель здравоохранения может выжить, только если оно будет получать в два раза больше денег, что сегодня нереально. Однако он подчеркнул, что именно благодаря обязательному медицинскому страхованию “мы знаем, сколько денег нам надо. Когда больницы зарабатывают сами, появляется стимул. И врачу платят не за время, проведенное на работе”.
Теперь выход из ситуации все же найден. И трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в составе которой представители правительства, профсоюзов и объединений работодателей, утвердила общее решение.
Все сошлись на том, что надо развивать все же рыночные принципы страхования в работе этих фондов. Без этого нет конкуренции и недооценивается труд врачей. Сейчас резервов нет. Их нашли в создании единого бюджета фондов соцстраха и ОМС для работы на всей территории страны. Эта идея была высказана еще пару лет назад. Говорилось, что врач лечит больного и затем направляет его для последующей реабилитации в санаторий или дом отдыха. А деньги на это в одном месте – в одном фонде.
Этот фонд будет работать по страховым принципам “в соответствии с финансированием”. В переводе на понятный язык это означает, что мы с вами будем иметь возможность добровольно доплачивать за свое лечение в Фонд ОМС. Это, как считает Михаил Дмитриев, решает и нынешние проблемы Фонда соцстраха. Нам обещают, что лечение будет более качественным и у граждан появится свобода выбора лечебного учреждения.
Что ж, то, что наши деньги пополнят фонды, решит, конечно, их проблемы. Но решит ли это проблемы простого небогатого россиянина? Скорее всего выбор у нас и так небольшой. Сейчас нам частенько приходится платить лично врачам или поликлинике с больницей, теперь правительство хочет, чтобы эти деньги мы сами несли в фонды. И это кроме того, что у нас их отбирают из зарплаты в виде единого социального налога, чтобы передать фондам. Ничего себе инвестиции! То есть, видимо, тот, кто имеет сегодня возможность лечиться, будет лечиться и потом. Для остальных медицина, как и сейчас, будет бесплатной и “необязательной”.
Можно, конечно, надеяться на президента, который недавно подчеркнул, что в России должна быть сохранена бесплатная медицинская помощь. Впрочем, она существует во всех странах. Что касается развития страховой медицины, то президент сообщил, что изыскиваются источники финансирования для накопления ее стартового капитала. Вот теперь тремя сторонами трехсторонней комиссии их и нашли. То есть и здесь, как до этого и в пенсионных делах, и в жилищно-коммунальных, и в образовании, идет разделение на неимущих, которым государство бесплатно оказывает необходимые услуги, и остальных, кто может оплатить их сам. Частично расходы своих сотрудников, как предполагается, возместит работодатель.
Как же с этим согласились профсоюзы? Так они приобрели любимое право – управлять теперь еще и финансами фондов. Свершилось то, к чему они стремились последние несколько лет. Лидеры профсоюзов согласились с тем, что будет создана общественная организация, участвующая в руководстве единым фондом и контролирующая его деятельность. Предполагается, что подобные структуры могут быть организованы и на территориальном уровне.
По словам заместителя генерального директора Координационного совета объединения работодателей Сергея Луконина, работодатель в свою очередь “должен знать, за что он платит”. Трехсторонняя комиссия понимает всю сложность и ответственность принятого решения, подчеркнул он. Но произведены тщательные расчеты на период до 2010 г., и оценена стоимость рисков.
Теперь предполагается в трехмесячный срок подготовить концепцию объединения фондов. Залежавшийся закон о фонде соцстраха мог бы быть принят Думой во втором чтении уже с учетом некоторых переходных положений. Так что до конца года согласованный пакет документов имеет все шансы быть принятым. А действовать новый фонд начнет, как предполагают, с 2004-2005 гг.
Так что в ближайшие год-два с льготным отдыхом лучше не станет. Одна путевка сегодня в среднем приходится на 100 работающих, да и та может “махнуть вам крылышками”, если в школе, например, числится меньше сотни сотрудников. А если будут сняты искусственные ограничения по максимуму выплат по больничному листу, то в Фонде соцстраха средств на отдых и вовсе не останется. Да еще выясняется, что некоторые его сотрудники делают свой маленький бизнес, заставляя организации приобретать путевки через определенную фирму: “сюда деньги перечислим, а туда – нет”.
Но еще нам дают понять, что в ближайшем будущем возможность льготного отдыха останется только у тех, кто нуждается в серьезном восстановлении здоровья. Остальные должны будут сами заботиться и об оплате путевок, и о полноценном лечении.
Ирина ДЕМИНА
Комментарии