На планете Земля все взаимосвязано. Мир един и неделим, а ребенок это зачастую не воспринимает. Нельзя по-настоящему изучить физику без математики, географию – без истории, биологию – без химии. Все предметы в основе своей тесно взаимосвязаны, и чтобы понять один, зачастую необходимо разбираться в другом.
В школе №1282 «Сокольники» реализуется авторская образовательная программа «Учебная
экспедиция». С 2016 года разработаны образовательные маршруты для учеников 1-11‑х классов. Это изучение района Сокольники, Москвы, а также таких регионов, как Псковская, Новгородская, Ярославская и Владимирская области, Республика Крым и др. За последние 6 лет в учебных экспедициях побывали в общей сложности около 2000 ребят.
Учебные экспедиции – это организованные выходы или выезды учащихся школы в различные географические локации, где они в процессе прохождения специальных образовательных маршрутов, продолжают изучать предметы в четком соответствии со школьной программой. Одновременно с учебной деятельностью в экспедиции организовано создание воспитательных условий и ситуаций, направленных на развитие личности ребенка.
Любопытно, как меняется восприятие учениками тех преподавателей, которые путешествуют вместе с ними. Но путешествуют не только как сопровождающие (что является обычным при проведении традиционных экскурсий), а как соавторы маршрута экспедиции, экскурсоводы.
Учитель в экспедиции становится спутником ребенка! У него появляется больше возможностей заинтересовать детей, создать особый эмоциональный микроклимат. И это очень важно!
Чувства и эмоции от увиденного и открытого в ходе исследований, которые рождаются в экспедициях, не менее важны, чем образовательная составляющая. Ведь человек воспринимает мир не только на уровне логики, но и на уровне чувств и эмоций, что для него первично. Восприятие и познание мира на уровне фактов, уравнений, законов не дают такого эффекта, какой может дать включение в учебный процесс эмоциональной составляющей. И если факты увязаны с эмоциями, тогда все оживает, запоминается, становится частью нашего жизненного опыта.
Организация каждой учебной экспедиции – это довольно сложный и кропотливый процесс, основанный прежде всего на четком составлении и планировании образовательного маршрута в соответствии с требованием школьной программы. При этом акцент ставится на интеграции учебных дисциплин. Так, при выезде в Санкт-Петербург экскурсионная программа для восьмиклассников, изучающих по истории России XIX век, включает знакомство именно с этой эпохой в городе на Неве. Однако изучение этого периода истории заключается не только в знакомстве с памятниками и местами, где проходили те или иные исторические события. В специально разработанных рабочих тетрадях участники путешествия, выполняя задания и проводя исследования, например, по русскому языку, работают с текстовым материалом, подготовленным совместно учителями истории и словесниками. Задания по иностранному языку также составлены с привязкой к содержательной составляющей экскурсионной программы. По такому же принципу в образовательную деятельность учащихся можно включить алгебру и геометрию, биологию, химию, мировую художественную культуру. А соединяет все эти учебные дисциплины география, которая особенно подходит на роль центра, вокруг которого строится изучение других предметов, формируется цельная картина мира.
Любое путешествие по своему району, городу или за их пределами дает возможность формировать и одновременно отрабатывать фактические навыки коммуникации ребят между собой и с педагогами в рабочих группах, навыки самообслуживания и самоконтроля (особенно это актуально в многодневных путешествиях). Заранее составленное четкое распределение обязанностей каждого участника учебной экспедиции при прохождении образовательных маршрутов позволяет вырабатывать такие важные волевые качества личности, как мотивация, организованность, ответственность, исполнительность, дисциплина. При нахождении вдали от дома и родителей у учащихся активизируются многие стороны и качества личности, которые обычно спят в домашнем или школьном режиме. В этом помогают такие активные формы учебной и воспитывающей деятельности, как квесты, мозговые штурмы, игры и соревнования.
Так на практике объединяются воспитывающая и образовательная составляющие.
При этом учебная экспедиция для каждого класса строго индивидуальна. Двух одинаковых просто не может быть. Всякий раз, отправляясь в какой-то регион, мы выстраиваем отдельную программу в зависимости от возраста учеников, времени года, тем, которые школьники проходят по программе.
В любом процессе необходимы четкая организация деятельности, выстраивание определенного алгоритма.
В условиях экспедиции учащимся в этом помогает специально подготовленный учебно-методический комплект, включающий рабочие тетради, шаблоны путевых заметок, дневники исследований. Они помогают фиксировать результаты наблюдений, исследований.
Важной составляющей в организации экспедиции является подведение ее итогов. В учебной составляющей это оценивание результатов исследований. Мы предпочитаем ставить оценки не в цифровом формате, а как принято в вузах – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». На наш взгляд, это правильнее, потому что слова несут определенную эмоциональную нагрузку, которой абстрактные цифры лишены.
В педагогике есть понятие «ситуация успеха»: чтобы ребенок развивался, он должен почувствовать себя уверенно, а для этого нужно хорошо справиться с каким-то заданием. Тогда он будет стараться повторить ситуацию успеха и постепенно привыкнет действовать как победитель.
Важным итогом экспедиций являются и интерактивные игры-викторины, которые помогают заострить внимание учеников на основополагающих моментах проведенных исследований, достигнутых результатов. Вторая цель – обязательно отметить вклад каждого участника в достижении общих целей и задач и, конечно, определить самых внимательных и успешных путешественников. А победители непременно получают грамоты и памятные подарки.
Есть хорошая древняя поговорка: «Копай в одном месте – и дойдешь до воды». Каждая экспедиция – это и есть возможность погружения в какой-либо географический регион с помощью одновременно нескольких учебных дисциплин. «Дойти до воды» для нас – это создать в голове у ребенка единый и неделимый образ нашего мира на примере конкретной точки на карте и получить результат, к которому сложно прийти в других условиях, включая традиционную классно-урочную систему.
В 2021 году авторский образовательный проект «Учебная экспедиция» получил престижную международную премию Русского географического общества, которую иногда называют географическим «Оскаром», в номинации «Лучший образовательный проект в области географии».
Но, пожалуй, самой главной победой и гордостью для нас является вопрос ученика или ученицы: «А когда следующая экспедиция, можно меня записать?»
Игорь ШИДЛОВСКИЙ,
автор образовательной программы «Учебная экспедиция», заслуженный учитель России, методист школы №1282 «Сокольники»
Комментарии