Свой Последний звонок одиннадцатиклас-сники Масленниковской средней школы позабудут не скоро. А Женя Каплина и вовсе не забудет никогда: не каждый день все-таки приходится вальсировать с самим губернатором области, а уж когда Константин Алексеевич Титов в следующий раз поцелует ей руку и преподнесет роскошный букет, и все это на глазах друзей, учителей, директора школы(!) – и вовсе не известно.
Не каждый день приходится вальсировать с Константином ТИТОВЫМ
Сельский выпускник -не третий сорт
Поначалу ничто не предвещало такого “романтического” развития событий. Все шло по плану: первой в то утро у ворот новенькой беленькой школы остановилась машина начальника областного Департамента науки и образования Ефима Когана. Следом один за другим стали съезжаться директора окрестных школ и руководители образовательных округов. Около половины одиннадцатого тут же затормозил губернаторский кортеж – пожелать молодым людям счастливого пути, а заодно посмотреть, чем и как живет сегодня сельская школа и как, не на словах, а на деле, движется ее реструктуризация, приехали губернатор Константин Титов, председатель Самарской губернской Думы Виктор Сазонов и встречавший высоких гостей у границы своих владений глава администрации Хворостянского района Виктор Махов. Последними примчались журналисты: репортаж с Последнего звонока в Масленниково был “делом чести” всех областных телеканалов.
К одиннадцати часам волнение хозяев приблизилось к высшей точке, так что праздничную церемонию решено было начать без дальнейших проволочек. Отзвучал национальный гимн, сказал несколько теплых “отеческих” слов напутствия директор школы Виктор Шустов, глава района Виктор Махов выразил надежду, что большинство выпускников посвятят себя реформе местного сельского хозяйства, и слово передали главному гостю – губернатору. Речь Константина Алексеевича оказалась самой эмоциональной, в чем-то даже не по-праздничному резкой. Перво-наперво он заявил, что Россия – страна крестьянская и нечего этого стесняться, – гордиться надо. И не найдется в нашей стране человека, у которого не было бы корней в деревне. Коснулся он и вопроса единого госэкзамена, который предстоит сдавать масленниковским выпускникам: “Вы посмотрите, кто сегодня выступает против реформы образования, против того, чтобы у сельского школьника были равные возможности с теми, кто учится в городе, в Москве и Петербурге. Выступает не рабочий класс, выступают те, кто живет в больших городах, много зарабатывает, кому эта конкуренция ни к чему. А кто выступает против единого госэкзамена? Школьники и учителя? Нет, конечно. Это элита столичных вузов, их профессура. Они что, считают, что сельские выпускники – люди третьего сорта? Они что, не доверяют своим собственным выпускникам, работающим сегодня в сельских школах?” После этих слов Титова в зале повисла звенящая тишина, народ не на шутку призадумался. Но губернатор тут же “сбавил ход” и закончил свою непростую речь изящным сравнением: “Образование – это корабль. Ему угрожают опасные рифы и отмели. Но при стремлении всей команды он рано или поздно выйдет на океанские просторы, где много солнца, воды. Где его ждет свобода. А если ничего не делать, он так и будет плавать в маленькой бухте. Но рано или поздно она обмелеет, корабль целехоньким сядет на дно и ничто его уже не поднимет”.
После такого своеобразного напутствия перейти к установленному регламенту оказалось не так-то просто. Но обстановку разрядили первоклашки, те, кто закончит школу в 2013 году и кто в силу своего нежного возраста может пока что над столь серьезными проблемами и не задумываться. Они пожелали выпускникам поступить, отучиться, получать большую зарплату и поскорее привести собственных детей в первый класс родной школы. Когда смех в зале улегся, слово взяли сами виновники торжества – пятнадцать одиннадцатиклассников. Всем учителям досталось по букету, а вышедшим на финишную прямую друзьям-десятиклассникам – огромный кусок самого настоящего гранита, который нужно “смело грызть, не сломав при этом зубы”. И вот финальный аккорд – последний звонок и последний школьный вальс. Тут-то и не растерялась Женя Каплина, пригласив на танец самого губернатора. Чуть позже Константин Алексеевич признался, что для него этот танец оказался полной неожиданностью.
– Когда заиграла музыка, я как раз вспоминал свой Последний звонок, – сказал Титов. – Он был совсем другим – все прошло сухо и очень академично. А тут настоящий праздник. Позавидовал им, конечно, но наше дело стариковское: сидеть и смотреть, как молодежь танцует. А тут такая красавица меня приглашает. Приятно.
По уровню материальной базы и квалификации педкадров школа Виктора ШУСТОВА не имеет равных
“Нахлобучка” директору
Как только стихло первое возбуждение, губернатора повели на экскурсию по школе. Начали с учительской, где не без гордости продемонстрировали компьютер, на котором работают учителя.
– Виктор Михайлович, а ну-ка напишите “Титов”, да так, чтобы с большой буквы, – тут же велел губернатор директору школы.
– Так я, Константин Алексеевич, единственный, кто в нашей школе не знает, как с компьютером обращаться, – покраснел Шустов.
– Непорядок. Чтобы к началу следующего учебного года все освоил, – посуровел Титов, – а заодно и английский подтянуть не мешало бы.
Следующая остановка – в компьютерном классе. Одиннадцатиклассник Артем продемонстрировал губернатору собственный компьютерный проект на армейскую тему.
– Куда поступать собираешься?
– В Сызранское военное училище, с вертолетами хочу работать.
– Знаешь шутку: Бог создал самолет, а черт – вертолет. А со здоровьем-то у тебя как, без проблем, надеюсь?
– Да нормально все вроде.
Перешли во второй компьютерный класс. Он подключен к интернету, сейчас тут полным ходом идет верстка школьной газеты, посвященной сегодняшнему празднику, хотят выпустить ее до отъезда губернатора. По электронной почте пришли вопросы от учителей окрестных школ – питание школьников, автобусы для подвоза детей, строительство местных АТС – что только не волнует наш народ. Титов ответил тут же, не задумываясь. Главная мысль такова: сегодняшняя школа не может выжить без попечителей. В первую очередь о ней должны заботиться ее бывшие ученики, те, кто сделал карьеру, а значит, и неплохие деньги. “Выпускники должны поддерживать свою школу так, как евреи поддерживают синагогу”, – резюмировал губернатор.
Откуда берутся агрономы
Когда первоклашки желали выпускникам приводить своих будущих детей именно в Масленниковскую среднюю школу, они не ошибались и уж тем более не иронизировали. Ибо эта школа, тонко чувствующая время и его особенности, – одно из самых авторитетных и “продвинутых” учебных заведений Юго-Западного образовательного округа. Прозрачное зеркало тех изменений, которые происходят сегодня в сельском образовании Самарской области.
По словам директора школы Виктора Шустова, в его питомцах ходят сегодня 420 ребят. Половину из них ежедневно привозят на автобусах из семи окрестных сел в радиусе 25 километров. Помимо средней школы, работают тут и детский сад, и начальные классы, и Центр дополнительного образования – двадцать пять кружков и творческих объединений на любой вкус. Одним словом, как это ни громко звучит, перед нами – современный крупный социокультурный центр.
– Виктор Михайлович, правда ли, что многие родители, особенно зимой, боятся отпускать своих детей на автобусе “за тридевять земель”?
– Поначалу такие страхи действительно были. Но три школьных автобуса работают без сбоев, дороги между селами прекрасно асфальтированы, зимой их постоянно чистят. Каждый автобус сопровождает педагог, водители – под постоянным медицинским наблюдением. Четко определено место высадки и посадки. И потом, это куда безопаснее, чем идти пешком по бездорожью с окраины нашего села. Ведь масленниковских детей на автобусе не возят, они добираются сами, в любую погоду.
В эту школу едут ребята даже из соседнего села Ольгино, где есть своя средняя школа. Объяснение тому простое – по уровню материальной базы (помимо двух компьютерных классов, тут есть еще и современный лингафонный кабинет английского и немецкого языков, внутренняя теле- и радиосеть, информационно-технический центр, не говоря уж о бесплатном горячем питании), по квалификации педагогических кадров, по содержанию образования и по количеству объединений дополнительного образования тягаться с масленниковцами они пока не могут.
– Как только Министерство образования объявило эксперимент по двенадцатилетке и созданию профильной старшей школы, мы в него тут же включились, – продолжает В. Шустов. – Не понимаю тех, кто бежит от него, как черт от ладана. Это ведь так много дает: бесплатное обеспечение новыми учебниками, полное методическое сопровождение, мониторинг здоровья и успехов ребят, а главное – возможность выиграть сегодняшнюю конкурентную борьбу, а значит, выжить. Это же здорово! В этом году наш десятый класс уже отработал по профильной программе, со следующего года профильной будет вся старшая школа.
Так как в сельской школе не может быть много параллельных классов, профилизацию мы проводим, сделав из двух классов три группы: физико-математическую, естественно-научную и гуманитарную. Есть еще, правда, потребность и в общеобразовательном профиле – для тех ребят, кто пока что со своим будущим еще не определился.
– А какой профиль у вас оказался самым популярным?
– Естественно-научный. Это, наверное, специфика сельской местности, где нужны агрономы, медики, зоотехники и ветеринары. Кроме того, профильное обучение – в будущем единственный шанс удачной сдачи ЕГЭ. А это опять-таки вопрос конкуренции, вопрос, который при сегодняшнем нормативном финансировании стоит более чем остро.
Анна ХРУСТАЛЕВА
Комментарии