Помню одну из лекций по педагогике, на которой нам сказали – каждый учитель должен быть немного актером. В тот момент я подумала, что он может быть просто искренним человеком, способным радоваться вместе с учеником каждому его успеху. В современной школе я почти не встречаю артистов. Мне это нравится. Надежда ПЕТРОВА, учительница начальных классов из Кончезера, – человек сдержанный. Но ее похвалу дети ценят особенно.
От теории к практике и наоборот
Она не страдает бессонницей. Она просто мало спит. Ночью, когда тетради проверены, приготовлен обед, отыграны все гаммы, она читает. Сейчас помимо педагогической литературы она не может оторваться от Акунина. Для тех, кто привык думать и любит математику, его романы – зарядка для ума и отдых от будней. В общем, в жизни учительницы Петровой все как обычно: свои радости и проблемы, решить которые, к сожалению, не сможет в одночасье никто, разве что волшебник.
Волшебница по призванию
Но утром, к 8.30, аккурат к первому уроку, волшебницей становится она. И это продолжается уже 32 года. Она входит в класс к своим ребятам, и начинается урок. На перемене они вместе решают, какой – русский, математика или чтение. Когда в расписании музыка, то день может начаться и с песен. Для Надежды Дмитриевны это естественно – играть на фортепьяно, петь вместе с детьми, озвучивая музыкой настроение. Музыка – это отдушина в жизни учительницы. Дома, как и в классе, у нее стоит пианино, которое подарил ей отец, тоже педагог, когда Наде было всего 12 лет. В филиале Кондопожской музыкальной школы, который есть и в Кончезере, она преподает сольфеджио. Предмет нелегко дается детям. Но в обеих школах Петрова, кстати, с 2006 года почетный работник общего образования РФ, придерживается одного правила:
– Я всегда говорю с учениками на равных. Спокойно, без сюсюканий. Мы можем обсудить любую проблему, без конфликта, хотя свое недовольство, если оно есть, скрывать не стану.
Душевленные и недушевленные
Больше всего меня покорило то, что уроки в тот день не были отрепетированы заранее. Неуверенный в себе педагог мог взять уже пройденные темы и показательно их с детьми повторить. Но я присутствовала на уроках сотворчества, на уроках-откровениях, когда учитель не боялся пуститься в маленькое приключение со своими учениками. Тут же стало понятно, 16 учеников четвертого класса, выпускного в этом году, подготовлены хорошо.
К теме «Имя существительное» ребята не возвращались с прошлого учебного года. И вопрос:
– Какими они бывают?
– Душевленными и недушевленными, – отвечает Вероника.
Учительница улыбается, кто-то вспоминает правильное название, но этот момент – это такая радость – видеть, как ребенок вспоминает термин, как он помнит смысл и пытается уместить его в слове.
Родители отдыхают, решают дети
Больше всего удивило, что весь класс любит математику. Секрет такой любви к точной науке, по мнению педагога, кроется в учебниках и методике Людмилы Петерсон. Дети уже сейчас щелкают уравнения, высчитывают проценты, решают задачи на движение, работают с простыми дробями. Признаюсь, мне, гуманитарию, пришлось на математике призадуматься.
А Даня на перемене перед уроком заявил учительнице:
– Мама так домашнюю задачу и не решила. Но ничего, я перед уходом ей дал подсказку. Приду из школы, проверю.
Надежда Дмитриевна понимающе улыбнулась. Такие детские новости для нее дело привычное:
– Я сама попросила родителей не вмешиваться в наш процесс обучения и дать детям возможность мыслить самостоятельно. Пусть ошибаются. Со всеми сложностями мы разберемся сами. А результатами я довольна, ребята очень многое умеют.
Но если честно, меня интересовало другое – как оценить ребенка-гуманитария, который не слишком силен в математике, но вынужден учиться по этой программе:
– Оценить я успеваю всех. Каждого на своем этапе, за конкретные успехи. Так было всегда – два-три человека из класса все равно решат больше остальных, еще и домашнее задание успеют сделать.
Просто учить?
– Учитель должен учить! – так сказал мне Юрий Петров, муж Надежды Дмитриевны, художник, который феноменально помнит всех учеников своей жены.
– Если бы все учили детей так, как учит их моя Надюша, у нас не было бы безграмотных, – эти слова Юрия Васильевича показались мне преувеличением. Но, общаясь с бывшими учениками Петровой в Интернете, я вдруг поймала себя на мысли – они поразительно грамотно пишут, причем в неформальной обстановке, где их никто не оценивает. Правду говорят: грамотность либо есть, либо нет. Конечно, нужно отдать должное учителю-филологу в средней и старшей школе, но основы закладываются в начальных классах.
Для сегодняшних учеников Надежда Дмитриевна и вторая мама, и пример для подражания. Как же о ней вспоминают выпускники?
Алена Рюгина: «Надежда Дмитриевна помимо уроков научила нас многому: танцевать вальс, рок-н-ролл, петь. С ней мы часто ходили в походы всем классом. Я думаю, ее заслуга еще и в том, что мы всегда были очень дружным, веселым, общительным классом».
Артем Сенькин: «Надежда Дмитриевна стала первым учителем в «жизни», многие первые опыты самостоятельных шагов были сделаны благодаря ей. Помню, сдавали как-то технику чтения на время. Мы заходили в класс по очереди, переживали и волновались, расстраивались неудачам и радовались хорошим оценкам. Ощущения от этого первого «экзамена» до сих пор живы».
Тепличная жизнь
Все тот же Артем вспомнил еще об одном эпизоде из жизни своей учительницы. Это последние 10 лет она живет в двухкомнатной благоустроенной квартире. До этого Надежда Дмитриевна 12 лет вместе с мужем и двумя тогда еще маленькими детьми «жила совсем рядом со школой, в большой пристройке с теплицей, где проходили уроки биологии и был большой приусадебный участок. На нем в младших классах мы проходили отработку. Там было две комнаты, небольшие, уютные. Когда я первый раз там побывал, то сильно удивился – на стенах вместо обоев были нарисованы картины! Одну помню особенно отчетливо – зимнюю сцену с запряженными санями и волками, бегущими следом».
Именно в эту теплицу приходили Артем и еще несколько одноклассников за полтора часа до школьных занятий, чтобы с Надеждой Дмитриевной и ее детьми отправиться на зарядку к озеру. Но детские воспоминания Артема не сохранили бетонные полы, по которым невозможно пробежаться босиком, совершенно не комнатную температуру – зимой из крана вода текла еле-еле и много других, не заметных детскому глазу нюансов.
Вообще-то у семьи Петровых шансов выбраться из этой пристройки практически не было. К тому времени сын и дочь уже окончили школу и уехали в Петрозаводск получать дальнейшее образование. А Надежда Дмитриевна оказалась один на один с болезнью мужа. Но то, что для многих становится приговором – рак, они сумели победить. В тот момент Юрий Васильевич требовал постоянной заботы и ухода, жить в таких условиях было почти невозможно. Но произошли какие-то кадровые перестановки в администрации района, по местному телевидению показали сюжет об учительнице из Кончезера. Дело с мертвой точки сдвинулось. Долгожданную и выстраданную квартиру Петровым все-таки дали!
Без школы себя не мыслю
На мой вопрос, не хотелось ли в 90-е из школы уйти, Надежда Дмитриевна ответила четко:
– Нет. Я жить без школы не могу. Это больше чем работа, это я сама.
…Есть встречи, которые определяют нашу жизнь. Такая произошла со мной 15 лет назад. Я приехала в Кончезер на пару дней в гости к родственникам. Мы с сестрой собирали смородину. Невольно я услышала обрывок разговора:
– Представляешь, у меня дети стихи сочиняют. Начиналось все с того, что я давала им рифмы. А теперь и без них справляются. Мы книжку стихов выпустили.
Я увидела двух женщин. Они шли по дороге к озеру.
– Одна из них – учительница, она в нашей школе работает, Надеждой Дмитриевной зовут, – пояснила сестра.
Я не запомнила, как она выглядела, но ее сильный, глубокий и очень выразительный голос сохранился в моей памяти. Не раз я, скучая в школе, размышляла, смогу ли написать стихотворение, если мне дадут тему и рифмы. Я и поверить тогда не могла, что кого-то в школе могут интересовать стихи и рифмы. Сколько времени прошло, а я помню тот летний день и те слова.
Какой радостью было для меня встретиться с этим педагогом вновь, увидеть ту самую самодельную книжку со стихами и иллюстрациями. И узнать, что ни время, ни проблемы не властны над выбором Надежды Дмитриевны Петровой из Кончезера.
Фото автора
Кончезер, Карелия
Надежда ПЕТРОВА
Надо успевать оценивать успехи каждого ребенка. На своем этапе. За конкретные успехи
Комментарии