search
main
0

Валерий Макарский, Ленинградская область: Нужно вернуть школьникам их настоящее имя.

​Документальный вал, который обрушился на школу, привел к вполне прогнозируемому результату: огромное количество документов, которые спускаются «сверху», «снизу» либо вовсе не читают, либо просматривают по диагонали.

Из чего я это заключаю?  Недавно начал готовить устав гимназии в новой редакции, и меня неожиданно стал раздражать термин «обучающийся». С выходом закона \”Об образовании в РФ» все активно пользуются именно этим термином, а не прежним  – «учащийся». Однако некоторые словосочетания звучат просто ужасно. Например, «обучение обучающихся», «обучающихся для обучения»…

Но суть в другом, «обучающийся» и «учащийся» – это два разных понятия. Причем, одно из понятий включено в другое. Путаница – веселее, чем у Корнея Чуковского. Для примера, обратимся к статье 33 нового закона «Об образовании в РФ». В ней ясно  сказано о том, что «К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты – лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы – лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры – лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации».

Таким образом, невооруженным глазом видно, что  «учащиеся» – это лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы. А «обучающиеся» – это термин для всех категорий граждан,  получающих образование по какому-то определенному виду образовательной программы. Во всех других видах и типах образовательных организаций – это студенты, воспитанники, аспиранты, экстерны, слушатели и т.п. Зачем понадобилось нагромождение терминов – непонятно. Но главное, что педагогическая общественность это «проглотила». Вероятнее всего, потому что просто не читала документ или читала, но невнимательно.

То же самое касается использования термина «образовательная организация». Во всех входящих документах  нас называют «образовательными организациями», хотя в пункте 2.2 статьи 23 написано, что мы (школы) – общеобразовательные организации. Вот что  говорится в новом законе «Об образовании»: «Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования»  и т.д.

Впрочем, одна только фраза пункта 1) изобилием термина «образовательный» способна заставить любого бросить ее на полпути. Стоит ли удивляться, люди не читают документы!

От редакции «УГ»

В «Учительской газете» много лет назад был принят словарь для журналистских материалов. Слову «учащийся» мы всегда предпочтем «ученик». А вместо «образовательное учреждение или организация» напишем школа (лицей, гимназия, университет). Газетным полосам стилевая сухость документов противопоказана. Как и документам эмоциональность. Однако язык образовательных законов и концепций должен быть логичен и понятен каждому педагогу и родителю. В этом мы совершенно согласны с нашим автором.

Об авторе

Валерий Моисеевич Макарский, директор гимназии № 2  г. Тосно Ленинградской области, член Ученого совета Ленинградского областного института развития образования, обладатель знака \”Почетный работник образования РФ\”, кандидат экономических наук, возглавлял Комитет образования Тосненского района с 1997 по 2012 годы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте