Проблемы математического образования для нас очень важны, мы вместе с нашими коллегами – математиками из других институтов, университетов думаем над этими проблемами. Большое стимулирующее воздействие на все это сейчас оказывает Президент РФ Владимир Путин, который дал поручение, чтобы мы все вместе внесли предложения о развитии математического образования в нашей стране. Это очень важный вопрос, это касается общего образования в первую очередь, университетского образования. Образование в отрыве от научных исследований выглядит несколько беспомощно.
Великий русский хирург Николай Пирогов говорил так: «Наука сама по себе и светит, и греет, а образование без науки, без научных исследований не светит, не греет, а только блестит». Нужно сделать так, чтобы у образования был не только блеск, но и свет, и тепло, для этого нам надо работать вместе над тем, чтобы совершенствовать наше математическое образование. Сейчас введены новые образовательные стандарты, мы, честно говоря, не все в них понимаем, не очень понимаем, как будет развиваться школа в новых условиях, это нужно обсуждать, тем более что у нас есть своя комиссия по развитию школьного образования. Есть у нас вопросы и к ЕГЭ, который очень сильно изменил систему образования. Прагматизм в душе каждого человека занимает очень большое место, поэтому если чему-то отведено небольшое внимание в заданиях ЕГЭ, то дети и родители, а также педагоги считают, что незачем тратить время на его изучение. Теперь некоторые разделы математики отошли на второй план, например те, что связаны с геометрией и стереометрией, а они очень важны для того, чтобы развивать детей, чтобы они напрягали свои мозги, пытаясь решить те же самые геометрические задачи. По инициативе многих наших математиков появились новые подходы к этому, но нужно все же держать все это в поле зрения. Если с математикой дела в рамках ЕГЭ обстоят еще более или менее нормально – этот экзамен обязательный и его нужно сдавать всем, то что делать с такими необязательными, как физика. Это нынче предмет по выбору, предмет трудный, если ребенок решил его не сдавать (только 15 процентов школьников выбирают ЕГЭ по физике, а число мест в вузах по специальностям, где изучают физику, составляет 30 процентов), то непонятно, как дальше учить такого ребенка. Семь лет мы ведем экспертизу научного содержания учебников для средней школы, это большая работа, многое сделали по исправлению тех учебников, которые используют в школе. Наша задача была такой – найти все неточности, ошибки и их исправить, а хороший учебник или не очень хороший с точки зрения методики, честно говоря, нам оценить сложно. Есть в конце концов Российская академия образования, Министерство образования и науки РФ, которые должны вести эту работу с учителями и директорами школ.Недавно мы в нашем институте наряду с такими отделами, как отдел алгебры, отдел геометрии, отдел математической физики, отдел дифференциальных уравнений, создали еще одно подразделение – лабораторию популяризации и пропаганды математики. Эту работу мы и раньше вели, но теперь хотим придать ей большее значение. Есть много молодежи, которая этим живет и занимается.
Комментарии