Глава Минобрнауки России Валерий Фальков на «правительственном часе» в Совете Федерации выступил с докладом об основных изменениях в системе высшего образования.
Министр напомнил, что пилотный проект, направленный на преобразование системы высшего образования, стартовал в мае 2023 года. В нем участвуют шесть университетов, которые разработали 173 новые образовательные программы. По ним обучаются более 5 тысяч человек.
«Получаемое выпускником школы или колледжа высшее образование должно быть полноценным, то есть завершенным, целостным и достаточным с учетом запросов экономики. Иначе говоря, следует обеспечить подготовку специалиста за один такт, без необходимости доучивания в магистратуре. Это принципиально важный и главный момент планируемых преобразований», – сказал Валерий Фальков.
Особое внимание министр уделил уходу от понятий бакалавриата и специалитета. В пилотных программах уже нет этого разделения. Есть программы высшего образования с разными сроками обучения. В каждом конкретном случае этот срок должен определяться лидерами отраслей совместно с вузами. Роль государства как регулятора будет решающей. Например, для подготовки специалистов индустрии гостеприимства, сервиса и туризма достаточно четырехлетних программ. А в инженерно-технической и педагогической областях основными будут программы длительностью не менее пяти лет.
Также глава Минобрнауки России отметил, что после завершения обучения выпускник получит диплом, где будет содержаться не обобщенная и часто непонятная работодателю степень бакалавра, а конкретная квалификация – «горный инженер», «учитель математики», «молекулярный биолог», «инженер управления качеством».
По словам министра, все вузы – участники пилотного проекта увеличили объем практической подготовки студентов. «Это позволяет в том числе сократить период адаптации молодого специалиста на рабочем месте. На этом сейчас особенно настаивают работодатели. Например, в пилотных программах Университета МИСИС объем практической подготовки вырос в 2-2,5 раза», – подчеркнул Валерий Фальков.
При обновлении системы высшего образования будет существенно скорректирован механизм установления контрольных цифр приема на бюджетные места. Уже с этого года основой для планирования и распределения таких мест станет единый прогноз кадровой потребности. Его будет ежегодно готовить Министерство труда и социальной защиты.
Магистратура перестанет быть обязательным «довеском» к бакалавриату, займет свое место в системе непрерывного образования как программа углубления и специализации на основе полученного практического опыта.
Аспирантура сосредоточится на подготовке исследователей и преподавателей. «Ее цель не диплом, а защита диссертации на соискание ученой степени», – отметил глава Минобрнауки России.
Игорь ВЕТРОВ
Комментарии