search
main
0

Валентина ВОРОНИНА: Я хочу понять людей, для которых пою

Имя заслуженной артистки России Валентины Ворониной хорошо известно всем, кто любит народные песни и романсы. А вот насколько востребованы эти жанры в современном обществе и, в частности, в сфере образования? Почему так важно обращаться к своим культурным и музыкальным корням? Это и стало основной темой нашей беседы.

Валентина ВОРОНИНА
Фото из личного архива. Валентины ВОРОНИНОЙ

– Валентина, откуда вы родом, кто ваши предки?

– Они коренные куряне. Оба деда погибли на Курской дуге. Бабушку – Евдокию Воронину – расстреляли немцы за то, что она помогала партизанам. Отец со старшим братом чудом уцелели. После войны поступили в суворовское училище, потом стали профессиональными военными. Там, где сейчас горит Вечный огонь в память о Курской битве, стояла когда-то изба моей бабушки. Ее сожгли вместе со всей деревней. Я видела имена своих родственников в списках погибших. У меня есть песня «Офицерская дочь». Она о моих земляках и немного обо мне самой как продолжательнице их традиций.

– Вам в детстве, наверное, пришлось часто переезжать, раз отец был военным?

– Да, мы жили в Азербайджане, Башкирии, Кировской области… Потом папа демобилизовался и вернулся на родину, в Курск.

– Музыкой вы стали заниматься с детства?

– Да, я училась в музыкальной школе, пела в хоре… Где-то классе в шестом сама организовала ансамбль. Назывался он «Алые паруса». Нас было человек восемь. Сами разучивали песни, я пыталась дирижировать… Мы участвовали в школьных концертах, спектаклях. После девятого класса я поступила в Музыкальное училище имени Чайковского.

– И вот так сразу стали певицей?

– Нет, сначала я собиралась стать преподавателем… После училища поступила в Институт культуры, работала по распределению директором клуба. Но потом вернулась в родной Курск, устроилась работать в филармонию.

– Почему вы выбрали именно жанр народной песни?

– Дело в том, что я четыре года изучала классическую музыку. Я ведь по первой специальности дирижер-хоровик. Но потом захотелось попробовать что-то другое. И я поняла, что это «другое» – моя судьба! С детства любила все народное, мама у меня деревенских корней – плясунья, певунья… У меня это в крови. Люблю яркие бусы, браслеты, заколки, одежду в цветочек, ситец, павлово-посадские платки… Прекрасные русские костюмы мне сшила модельер Елена Пелевина.

– Есть ли у вас любимые песни?

– Мне нравятся песни драматические, в которых проигрывается судьба героев: «Ухарь-купец», «Шумел камыш», «Позарастали стежки-дорожки», «Окрасился месяц багрянцем», «По Муромской дорожке»… Эти песни не умирают. Сколько бы раз они ни звучали, мы продолжаем их слушать: ту же «Самару-городок», «Коробейников», «Живет моя отрада…».

– А что сейчас, по-вашему, происходит с народной культурой, с народной музыкой?

– Сейчас на радио и телевидении практически исчезли передачи, посвященные народному творчеству, традициям. Я когда-то на «Маяке» вела программу о народных праздниках и обрядах. Но со временем все это превратили в балаган, шоу. А народная музыка этого не терпит, ведь она для души, она воспитывает человека в нравственном плане! Увы, нынче это неформат, средствам массовой информации это сегодня неинтересно. Хотя есть большое количество исполнителей и педагогов, которые пропагандируют, сохраняют эти традиции…

– Может быть, снижение интереса к народной культуре – это лишь временное явление?

– Россия пережила много смутных времен. Сегодня многие исполнители народной музыки – вокалисты, баянисты, балалаечники, несмотря на сложности, безденежье, все же не бросают свое ремесло. И дети идут по их стопам – исполняют народную музыку…

– У вас же вся семья музыкальная?

– Со своим будущим мужем Геннадием Шишлиным, ныне тоже заслуженным артистом России, композитором, баянистом, мы познакомились еще во время учебы. С тех пор много лет вместе и в жизни, и в творчестве… Начинали когда-то с Курской филармонии, объездили все деревни, чему я несказанно рада, потому что слышала исполнение фольклора, народных песен вживую. И это стало для меня прекрасной жизненной и профессиональной школой.

Наша дочь Анастасия тоже окончила Университет культуры, только по специальности «режиссер-постановщик театрально-концертных и зрелищных мероприятий». Она занимается режиссурой наших концертов, ведет их, а на зарубежных гастролях выполняет обязанности нашего директора и переводчика. Но она также поет, брала уроки вокала на джазовом отделении музыкального училища.

– А внучка тоже унаследовала музыкальный дар?

– Софа пока ходит в Музыкальную школу имени Глинки на хоровое отделение. У нее природные способности к музыке: чисто интонирует, обладает хорошим слухом. Но делать прогнозы пока рано. Время покажет.

– Какие у вас проекты в настоящее время, чем вы сейчас занимаетесь?

– Москонцерту в этом году исполнилось 90 лет, в честь этого у меня в Москонцерте на Пушечной проходят абонементы. Были абонементы, посвященные жизни и творчеству Людмилы Зыкиной, Лидии Руслановой. В марте планируется абонемент в честь юбилея Валерия Ободзинского.

Недавно мы провели большой концерт в Москонцерт-холле. Это была сольная программа Геннадия, где звучали песни в его и моем исполнении. Мы представили новые премьерные композиции на стихи Есенина «Любовь-зараза», «Отойди от окна». Кстати, последняя была написана недавно, а само стихотворение – в 1911 году. У нас очень много песен, посвященных женской судьбе, – «Русской бабе нипочем», «Играй, гармошечка», «Гололед». Сейчас Геннадий написал прекрасную песню «А мы с тобой вдвоем» на стихи коломенской поэтессы Татьяны Бокаревой.

– Мы переживаем достаточно сложный период – пандемию. Как это повлияло на ваше творчество?

– Сократилось, конечно, количество концертов, выступлений, корпоративных мероприятий. Но мы стали больше писать новых песен, общаться с поэтами. У Гены появились новые соавторы, например Евгений Аверьянов, Виктор Пеленягрэ, у них прекрасные стихи.

– Насколько сейчас вообще востребована народная песня? К вам часто обращаются с просьбами, чтобы вы где-то выступили?

– Откровенно говоря, не часто. Возможно, это связано с пандемией. Но все равно народная песня не стоит на месте. Возникает огромное количество молодежных коллективов разных направлений – от этнографического до современного. Создан музыкальный телеканал «Жар-птица». Ему в этом году исполнилось пять лет. На нем звучит очень много народной музыки.

– Как вы думаете, надо все-таки делать в школе какой-то упор на национальную культуру, например, разучивать с детьми народные песни?

– Обязательно. Давайте вспомним наших классиков. Михаил Глинка говорил о том, что музыку создает народ, а мы ее только аранжируем. В основе любого гениального творения российских композиторов всегда лежит народная музыка. Вспомним оперы того же Глинки, Даргомыжского…

У нас есть прекрасная детская программа, где мы рассказываем о русских народных инструментах, таких как ложки, трещотки… Когда я много лет назад ездила по школам и спрашивала детишек, какие они знают народные песни, они начинали наперебой выкрикивать названия. Если спрашивала, какие частушки им известны, выходили и пели частушки… Сейчас, к сожалению, такого нет.

Я за то, чтобы детей знакомили на уроках пения с народной музыкой, чтобы они не стеснялись этого как отжившего, а, наоборот, восхищались и ценили музыкальное прошлое своего народа. Считаю, что нужно создавать в образовательных учреждениях фолк-коллективы, ансамбли, исполняющие народную музыку.

– Можете вы привести примеры таких коллективов в школах в наше время?

– Про школьные образовательные учреждения не могу сказать. А вот в музыкальных школах, учреждениях дополнительного образования их очень много. Например, в Троицке, где я живу, есть и ансамбли народного танца, и фольклорные. Они развиваются, часто получают награды, и специалисты, которые ими руководят, все достаточно высокой квалификации.

– А вы сами занимаетесь какой-то преподавательской деятельностью?

– Давно вынашиваю эту мысль. Возможно, буду преподавать онлайн, если найдутся желающие. У меня есть опыт преподавания взрослым людям. Например, была у меня ученица – депутат Госдумы от фракции ЛДПР. Умная, талантливая женщина. Ей хотелось учиться петь, мы несколько лет с ней занимались вокалом. Видимо, при такой серьезной профессии ей не хватало творчества. И во мне она нашла своего педагога. А так ведь в принципе творческая жизнь отнимает очень много времени…

– Но, может, подростки больше хотят слушать и исполнять рок, например?

– Когда школьные преподаватели рекомендуют детям и их родителям посещать какие-то концертные программы, то в первую очередь речь идет о концертах народной музыки. Это дает фундамент, на котором у детей вырабатывается хороший музыкальный вкус. Но одно другому не помеха. Когда ребенок растет, взрослые, конечно, должны его направлять, но не запрещать. Пусть знакомится с разными музыкальными жанрами.

В то же время если вы с детства поете колыбельные, включаете всякие потешки, то вы на правильном пути. Потом он уж сам выберет, что больше по душе.

– У нас в семье никогда не было профессиональных певцов и музыкантов, но у мамы и тети хорошие слух и голос. В молодости они участвовали в самодеятельности – пели в хоре, играли в спектаклях. Помню, когда у нас дома на праздники собирались гости, то всегда пели за столом народные песни, романсы…

– Традиция застольного пения очень давняя. Мама мне еще в детстве рассказывала, как в деревнях раньше устраивали праздники, накрывали прямо на улице столы, женщины сами пекли хлеб… Устраивали народные гулянья на религиозные, потом на советские праздники, такие как 1 Мая…

Мне кажется важным, чтобы эта традиция не умерла. И чтобы рядом со взрослыми за столом обязательно сидели дети. Если они будут слышать, как поют папа, мама, дедушка, бабушка, то, когда вырастут и сами станут родителями, у них все это всплывет в памяти. К нам часто подходят после концертов и говорят: «Ой, как моя мама любила эту песню! Как мы ее пели за столом!» Не стесняйтесь, пойте! Не можете петь сами, включайте караоке, радио, музыку по Интернету.

– Вас часто можно увидеть в различных ток-шоу на телевидении. Вы видите в этом какую-то свою миссию?

– Я участвую в передачах «Пусть говорят», «Прямой эфир»… Считаю, что мы должны работать в том формате, который диктует нам современное общество. И свою роль, миссию я вижу в первую очередь в честности, искренности, правдивости при обсуждении различных частных и социальных проблем. Я не раз участвовала в программах, посвященных творческим личностям, например Клавдии Шульженко, Людмиле Зыкиной, Нине Руслановой, Светлане Светличной… Хорошо, что разговор идет именно о творчестве, что для этого приглашают специалистов, профессионалов.

– Но кроме разговоров о творчестве там ведь бывает еще и много негатива, часто затрагиваются довольно скандальные темы… Это вас не смущает?

– Понимаете, я там выступаю не просто в роли известной певицы, а еще и человека с активной жизненной позицией. Помните строки «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»? После этих передач я получаю очень много положительных отзывов. Я хочу держать руку на пульсе времени, понять людей, для которых пою, о чем они думают, что их волнует…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте