- Валентина Ивановна! 1 июня – Международный день защиты детей. Какое место занимает этот вопрос в деятельности Российского государства?- Очень важное. На начальном этапе реформ дети оказались одной из наименее защищенных социальных групп. Снижение рождаемости, ухудшение показателей детского здоровья, увеличение числа беспризорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, живущих за чертой бедности, – эти и другие негативные явления набирали силу. Фактически к концу 1990-х годов страна вплотную подошла к состоянию, которое можно охарактеризовать как кризис детства. Возникла серьезная угроза для будущего России.
Вот почему с самого начала 2000-х годов руководство Российского государства, региональные и муниципальные власти, бизнес, общественность активно взялись за исправление положения. Принят целый ряд важных политических решений, федеральных и региональных законов, программ, цель которых – улучшение условий жизни детей, повышение уровня поддержки семей, в первую очередь молодых и многодетных, стимулирование рождаемости, повышение качества общего и дополнительного образования, доступа к богатствам культуры, занятиям спортом и т. д. Нельзя, конечно, сказать, что все у нас сейчас в этой сфере в полном порядке. Вместе с тем сегодня можно с полным правом заявить: мы смогли остановить нарастание опасных процессов, тенденций, сберегли детей – ту составляющую человеческого капитала нации, от которой в очень большой степени зависит будущее страны.Международный день защиты детей – еще один повод для того, чтобы посмотреть, как обстоят дела с выполнением законов, касающихся детей, реализацией постановлений Правительства РФ, других государственных документов. Сенаторы разъедутся по своим регионам, посетят детские сады и школы, учреждения дополнительного образования, детские дома, приемные семьи, ознакомятся с работой органов опеки и попечительства. В ряду важных событий – ратификация нашей страной Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия. Документ устанавливает особый, очень щадящий и деликатный по отношению к детям порядок исследования доказательств по таким делам. Вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью». Касаюсь этой темы, поскольку она актуальна для всего мира, в том числе для нашей страны. Количество подобных преступлений за 10 лет выросло многократно. С принятием названных актов у государства, общества стало больше возможностей противодействовать этой тенденции. А также, что тоже очень важно, – противодействовать практике вытаскивания некоторыми средствами массовой информации детей – жертв сексуальных преступлений на публичное обозрение. Дело за тем, чтобы прокуратура, другие правоохранительные органы в полной мере использовали предоставленные им полномочия в этой сфере. Более активно может и должна действовать и общественность. Ведь чужих детей не бывает. – Чему посвящено очередное заседание Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы? – Основной вопрос повестки дня – ход подготовки концепции и основных направлений государственной семейной политики, ведь укрепление семьи, поддержка семьи – главное в Национальной стратегии действий. Сегодня несомненно, что меры активной демографической политики государства привели к позитивным сдвигам в этой сфере. За 2007-2012 годы уровень рождаемости вырос на 15%, по вторым рождениям – на 17,5%, по третьим – на 26,3%. Так, в минувшем году прирост рождаемости по сравнению с 2006 годом увеличился в 4,5 раза. На 21% сократилась младенческая смертность, сейчас она в нашей стране на среднем по Европе уровне. На 37% сократилась материнская смертность. Улучшился ряд других показателей. И все же говорить о коренном переломе демографической ситуации к лучшему пока не приходится. Все-таки две трети российских семей – семьи с одним ребенком, суммарный коэффициент рождаемости хотя и заметно вырос, однако пока не обеспечивает даже простого воспроизводства населения. Вот почему во главу угла мы ставим продолжение и совершенствование политики стимулирования рождения вторых, третьих и последующих детей, приоритетной поддержки многодетных семей. Мы ставим целью уйти от точечного решения возникающих проблем, выстроить систему государственной системной политики, которая бы охватывала все ее составляющие. От стимулирования рождаемости, укрепления здоровья детей до совершенствования их физического, интеллектуального, духовного развития, от повышения качества дошкольного и школьного образования до улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их усыновления, поддержки детей-инвалидов. Основные элементы такой системной политики уже выстроены. Дело сейчас за «доводкой» правового и организационного механизма, обеспечивающего ее эффективное функционирование. Заседание Координационного совета, принятые на нем решения – важнейшая составная часть этой работы.
Комментарии