search
main
0

Вальдорфскую педагогику новый стандарт не отменяет. Он ее продолжает

Школа в Стремянном переулке была создана когда-то ее первым директором Анатолием Пинским как Школа радости. Он ее задумывал как школу, где одно целое представляют образование и воспитание, где есть единый – интеллектуальный, художественный, деятельный – подход, где образование дети получают через практический опыт, художественное переживание и осмысление, а учителя ориентируются в своей деятельности на потребности каждой возрастной ступени. Нынешний директор школы, учитель года России-2010 Михаил Случ, образовательную политику Пинского продолжает и, судя по всему, развивает, ведь эта школа была в числе тех 186 школ, которые приняли участие в апробации нового стандарта начального образования.

Скажу сразу, меня очень удивило то, как новый стандарт вписывается в модель вальдорфской педагогики, изначально реализуемой в этой школе. Когда-то Анатолий Пинский демонстрировал мне, как детей в начальной школе приобщают к творчеству, учитывая их личные особенности и нацеливая их на индивидуальный прогресс, сегодня это, но уже на новой ступени развития школы, показывает и Случ. Этой школе присуща нынче интеграция классического российского подхода к организации и содержанию образования и принципов инновационной педагогики, в том числе и вальдорфской. Тут главная фигура – ребенок, ради которого в школе делается все. Организация преподавания академических предметов в форме учебных циклов позволяет ученику глубже погрузиться в учебный материал, увидеть его взаимосвязи с другими дисциплинами. Ориентация на безотметочное обучение и формирующее оценивание, на качественные, развернутые характеристики достижений, помогающие ученику сформировать ориентиры для ближайшего развития. Изучение в рамках системы дополнительного образования второго, немецкого, языка. Включение в образовательный процесс предметов художественно-эстетического цикла, развивающих в учениках творческие способности. Дифференциация обучения в среднем и старшем звене, формирование групп углубленного изучения отдельных предметов. Формирование системы учебных практик – краеведческой, сельскохозяйственной, экологической, социальной, языковой, – позволяющих включить школьное образование в широкий социальный контекст. Взаимодействие с зарубежными школами, организация школьного обмена (Германия: Кельн, Бремен, Йена), осуществление совместных художественных и социальных проектов, участие в международных театральных фестивалях. Развитая система дополнительного образования. Особый школьный уклад, делающий неотъемлемой частью школьной жизни фестивали, праздники, музыкальные гостиные, походы и поездки по стране, социальные инициативы и акции. Можно сказать, что школа №1060, которая, по сути, простая московская школа, показывающая, какой должна быть любая столичная школа, была просто обречена на апробацию нового стандарта начального образования, так как все равно каждым шагом в своей деятельности продвигалась к тому, что этот стандарт декларирует. Путь от декларации к реальной деятельности и должна была показать школа Михаила Случа, имея для этого все условия и педагогические возможности (что это школа высокого уровня доказали победы в приоритетном нацпроекте «Образование» и в московском городском конкурсе «Строим школу будущего»). Наше путешествие по школе №1060 началось с посещения музея увлекательной науки. Что интересно, музей действующий, в смысле того, что ребята здесь не только смотрят, но и действуют. На этом раз тут шел лабораторный практикум по курсу «Окружающего мира», ученики второго класса выполняли эксперименты с использованием специализированных комплектов готового оборудования, рассчитанного на учеников начальной школы. Изучая свойства воды, ученики экспериментальным путем определяли, какие предметы и из каких материалов плавают, а какие тонут, получали необходимый опыт для дальнейшего усвоения в основной школе понятия «плотность». С четвертого этажа мы спускаемся на третий, в кабинет домоводства к четвероклассникам. Тут нам показывают интегрированный урок материальных и информационных технологий – валяние из шерстки и создание мультфильмов. На уроках материальных технологий в этой школе ученики работают с различными материалами: шерстью, бумагой, глиной, пластилином, деревом. Чтобы работа получила новый смысл, для педагогов важно, чтобы детские произведения были включены в более широкий учебный контекст и чтобы жизнь этих произведений была продлена. Таким контекстом становится животный мир (стихи, басни, истории о животных), а в итоге возникает единое пространство, где ученики знакомятся с жизнью животных, занимаются рукоделием, снимают фильмы и озвучивают их. Работали ребята в небольших группах, это, убеждены педагоги, способствует формированию у них социальных навыков, а информационные технологии позволяют эту работу организовать наилучшим образом. На втором этаже мы невольно вторгаемся в урок математики на тему «Меры. Единицы измерения веса» у второклассников, которые изучают предмет экспериментально – разными способами взвешивают предметы, составляют и решают задачи, учатся делать математическую запись решения. И тут работа идет в небольших группах, никто никому не мешает, наоборот, ребята быстро меняют виды деятельности, знакомятся с разными единицами измерения веса. Спускаясь с четвертого этажа на первый, мы на самом деле совершали восхождение к первому классу, уже работающему по программе нового стандарта. Тут для подготовки к письму и формирования соответствующих навыков использовали специальную технологию «Рисование форм». Эта технология позволяет ученикам органично перейти к каллиграфическим упражнениям. Ребята начинают с движений в пространстве (индивидуальные и групповые формы), затем «рисуют» большие формы руками, потом постепенно переходят к формату тетрадных листов и, наконец, к элементам, составляющим письменные буквы и цифры. При этом формируется необходимая основа для здорового обучения в начальной школе: укрепляются чувство равновесия, движения и ориентации в пространстве, тонкие моторные навыки, развивается координация «глаз – рука». Казалось бы, на этом можно было бы поставить точку, но не тут-то было. Нам приготовили еще один урок – урок материальных технологий, где шла увлекательная работа с деревом. Нам показали, как учитель может работать и с каждым учеником, и с группой, как ребята сами изготавливают игровую мебель, игрушки, марионеток, фигуры животных, солдатиков, сказочных персонажей, которые потом станут героями театрализованных постановок, анимационных зарисовок и мультфильмов, причем в основу сюжетов будут положены литературные произведения, изучаемые на уроках чтения, или рассказы, сказки, истории, сочиненные самими ребятами. Созданные своими руками персонажи оживут благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий. На уроках материальных технологий ребята осваивают навыки работы с различными инструментами в широком культурно-историческом контексте (предусмотрены знакомство со старинными ремеслами, краеведческие поездки, практики). Все работы имеют проектный характер: их планируют как составные части классных и школьных проектов, например, воссоздание исторического облика пришкольной территории, формирование специализированной среды в начальной школе, в которой создаются условия для поддержания высокой мотивации на уроках развития речи и других уроках. Уходя из школы №1060, я невольно вспомнила, как Анатолий Пинский когда-то тоже показывал творчество своих учеников, но это были бисероплетение, лепка, рисование. Тогда к вальдорфской педагогике, а равно и к школе Пинского, многие относились весьма скептически. Кто бы мог представить себе, как все это весьма органически впишется в будущие реалии нового образовательного стандарта для начальной школы? Но в том-то и заключается мудрость педагогики: каждый шаг – значимое действие для развития образования в будущем, об этом нужно помнить всем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте