Более 20 лет назад во Дворце творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова» в Митине начали работать туристские объединения, обучающиеся которых совершают спортивные путешествия в каникулярное время. Ребята целый год готовятся к летнему горному или пешеходному походу. И этот год не отличался от предыдущих.
Начиная с сентября и до конца мая ребята получают от своих педагогов теоретические знания и практические навыки в области пешеходного, лыжного и горного туризма: навыки туристского быта, приготовления пищи на костре и газовых горелках, выбора места под стоянку, обращая внимание на безопасность. Учатся правильно подбирать необходимый комплект личного снаряжения как для однодневного, так и многодневного путешествия, организовывать питание в походе. Обучаются по программам техники горного туризма, спортивного туризма, топографии и ориентирования. Изучают алгоритмы по оказанию первой медицинской помощи, а главное – развивали умение работать в команде, решая различные задачи, поставленные педагогами перед группой.
В июне две группы (почти сорок человек) совершили путешествия по Новгородской области – по Национальному парку «Валдайский» и прилегающим к нему территориям. В походе приняли участия ребята от 10 до 17 лет. В зависимости от опыта перед ребятами ставились разные задачи. Старшие дети, в курс годового обучения которых входило изучение инструкторской работы, показали, чему они научились, работая в этом походе инструкторами. Одна из важных задач, которую решали инструкторы с руководителями (педагогами), – это создание благоприятных условий в походе для участников младшего возраста, чтобы они не чувствовали себя одинокими вдали от родителей. Ребята окружали их заботой и помогали осваивать неприхотливый туристский быт. Ведь дети впервые выехали за пределы Москвы и Московской области на долгий срок, да еще и мобильная связь не везде есть, Интернет не всегда работает. Для младших это было тяжелым испытанием, но мы и с этим справились, вовлекая их в работу, занятия и различные совместные действия.
Участники младшего возраста под присмотром руководителей и инструкторов оттачивали навыки по приготовлению пищи на костре, установке палатки и тента, ориентированию по карте, компасу и GPS-навигатору, получали навыки выживания в природной среде, выполняли творческие задания. А также решали совместно задания, направленные на командообразование, учились договариваться между собой, вырабатывая общий план действий, выполнение которого приводило к достижению цели. Особенно ребятам, да и руководителям, запомнились два момента. Первый – когда разные группы туристов ночевали вместе на одной поляне. Руководители и инструкторы организовали полосу препятствий, для преодоления этапов которой необходимо было придумать тактику и стратегию. При этом команды были сформированы случайным образом, а участники групп перемешаны. А вечером группы представляли себя, свой татем, обыгрывали название, то есть веселились как могли, а после у общего костра пели песни под гитару.
И второй момент – когда в походе группа поделилась на несколько частей и под руководством инструкторов, присмотром руководителей построила заслоны. Заслоны – замена палатки, в них в природной среде можно пережить ночь.
В походе ребята заботились друг о друге, помогали друзьям преодолевать испытания. В целом все прошло на позитиве. Участники получили опыт многодневного похода и работы в команде, а старшие потренировались быть инструкторами.
Алексей ЕРМИЛОВ, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова»
Комментарии