Школа №10 для детей с девиантным поведением, в ней учатся дети, поведение которых не вписывается в привычные рамки образовательной среды, они из неполных, неблагополучных семей, прогуливают уроки, склонны к бродяжничеству, не желают учиться. У этих подростков искаженные представления о социальных нормах и ценностях, не сформированы навыки социального взаимодействия, имеется опыт отвержения не только обществом, но зачастую и семьей. Одним словом, это трудные дети. Наша главная задача – сделать их лучше, воспитать в них чувство ответственности за свои поступки, любовь и уважение к окружающим, ответственное отношение к учебе, своей стране и в конечном счете к своей жизни. В связи с этим особое значение приобретает работа по военно-патриотическому воспитанию таких учащихся на примерах истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Работа с трудными детьми была всегда нелегкой, но она нужна, и здесь особую важность приобретают различные формы и методы воспитания, которую педагоги 10-й школы применяют, вкладывая душу в каждого из них, это дает результат, и порой даже очень ощутимый.Прошло 66 лет с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война, но память о ней остается с нами, не дает забыть тех, кто погиб на фронте, умер от полученных ран, самоотверженно трудился в тылу, приближая Победу 1945 года. Одним из направлений этой работы в нашей школе стали военно-поисковые экспедиции по местам бывших сражений в годы Великой Отечественной войны – Вахты памяти. Поисковое движение – одна из форм сохранения памяти о событиях и увековечения славных страниц победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Основными задачами военно-поисковой экспедиции стали выявление забытых, неучтенных мест захоронений погибших воинов, установление, по возможности, их имен и судеб, приведение в порядок братских захоронений, а в конце вахты – торжественное перезахоронение найденных останков. На отдании почестей павшим воинам, на уважении к братским захоронениям воспитывается общество и прежде всего подрастающее поколение.В нашей школе в 2007 году был открыт музей «Они защищали Москву». В основе музейных экспонатов – подлинные предметы, найденные при раскопках в военно-поисковых экспедициях по местам сражений в годы Великой Отечественной войны. У нас завязались тесные дружеские связи с поисковым отрядом из Молодежного поисково-спасательного объединения имени Героя РФ А.Рожкова при МЧС России, начиная с 2007 года учащиеся нашей школы принимают участие в совместных военно-поисковых экспедициях «Вахта памяти».Каждую весну в конце апреля и осенью, в сентябре, поисковая группа из нашей школы во главе с заместителем директора по безопасности В.Винарским по приглашению Молодежного поисково-спасательного объединения выезжает в экспедиции на места боевых сражений Великой Отечественной войны. За 5 лет поисковые экспедиции проведены в разных районах Подмосковья, Тверской и Калужской областях: в 2007 году в селе Погорелое Городище Тверской области, где осенью 1941 года войска 29-й и 31-й армий Западного фронта вели ожесточенные оборонительные бои с противником, а в январе 1942 года войска 30-й и 31-й армий Калининского фронта перешли в наступление в направлении города Зубцова; в 2008 году с 28 мая по 13 июня Вахта памяти прошла в районе Ржева, на местах боев 31-й армии в 1942-1943 гг.; в 2009 году в деревне Лунево Зубцовского района Тверской области, в деревне Букань Людиновского района Калужской области на местах боев 50-й армии зимой 1942 года; в 2010 году и в 2011 году в деревне Заречье Ульяновского района Калужской области. Во время проведения поисковых экспедиций участники знакомились с событиями, происходившими во время ВОВ, слушали рассказы очевидцев. Местные жители, будучи еще детьми и подростками, помнили места боев, показывали те места, где ориентировочно могли хоронить погибших солдат, помогали в поисковой работе.За время нахождения в экспедиции ребята приобрели много полезных навыков: научились самостоятельно ставить палатки, готовить еду на костре, соблюдать правила пожарной безопасности при разведении костра, заготавливать дрова, пользоваться металлоискателями, щупами. На местах былых сражений ребята находили личные предметы солдат (расчески, ложки, фляги, зубные щетки), каски, противогазы, конечно, множество гильз от патронов разных калибров, осколки снарядов, фрагменты пулеметных лент. Все найденные предметы после осмотра специалистами МЧС поступают в экспозицию нашего школьного музея. Личные вещи, в том числе найденные медальоны, передают на экспертизу для установления личности погибшего, его военного пути и судьбы, а затем поиска родственников.За активное участие в поисковых работах на Вахте памяти учащиеся нашей школы Максим Селифанов и Шариф Мирзокаримов были награждены государственным знаком «За активный поиск», а Никита Титов, Никита Басаргин, Павел Аветин и Иван Беляков – Почетными грамотами МПСО имени Героя РФ А.Рожкова. После каждой экспедиции мы с ребятами монтируем стенды с наиболее интересными фотографиями. Участники Вахты памяти проводят экскурсии в музее, рассказывают о поисковой работе, делятся своими впечатлениями с одноклассниками.В октябре активисты музея, участники экспедиций, традиционно принимают участие в Московском городском конкурсе «Из дальних странствий возвратясь» Фестиваля детского и юношеского творчества «Юные таланты Московии», который проводит Московская городская станция юных туристов (МосгорСЮТур), третий год подряд участники конкурса получают грамоты Департамента образования в номинации «Военная история».У ребят, которые принимали участие в Вахте памяти, постепенно формируется четкое представление об исторической значимости Победы в Великой Отечественной войне, героизме и мужестве солдат и офицеров, которые погибли, защищая Родину от врага, а также развиваются чувство коллективизма, взаимопомощи, дружеские связи, что для наших детей особенно важно.А.ПЕЧНИКОВА, заместитель директора по воспитательной работе,Н.ВИНАРСКАЯ, руководитель школьного музея спецшколы №10
Комментарии