search
main
0

Вахта памяти. Ее несут московские школьники вот уже более трех десятилетий

Первоклассники, стараясь не шуметь, строем входят в небольшой зал школьного музея. Аккуратно рассаживаются на стулья, разглядывая музейные витрины. Вот на стеллаже пробитая осколком фашистская каска, вот что-то похожее на осколок снаряда, а дальше макет с танками, самолетами и пушками. Малышей охватило любопытство, они взволнованно перешептываются. Но вот в центр зала выходит девятиклассник Илья Забава, экскурсовод музея, и торжественно произносит вступительное слово.

Так в каждом декабре в школе №667 имени Героя Советского Союза К.Я.Самсонова начинается урок мужества о боевом пути 171-й Идрицко-Берлинской стрелковой дивизии. В декабре 1941 года дивизия была сформирована на Урале, в мае 42-го приняла первый бой и потом героически прошла всю долгую дорогу войны до самого Берлина.Юные экскурсоводы рассказывают гостям о подвигах героев дивизии в Демянском котле, в боях по освобождению Прибалтики, во время Берлинской операции. Первоклашки вскочили со стульев, вглядываются в лица воинов на фотографиях, читают их письма с фронта, рассматривают личные вещи героев. С трепетом передают друг другу самодельную бензиновую зажигалку, сделанную в годы войны кем-то из бойцов. Зажигалка расплющена, на ней виден след танковой гусеницы. Во время боя она осталась лежать в земле рядом с погибшим красноармейцем. Спустя годы ее нашли следопыты.Кто-то из ребят указывает на фотографию мальчика в гимнастерке и с медалью на груди и спрашивает: «А кто это?» Экскурсовод Иван Еремеев, ученик 7-го «А» класса, с энтузиазмом начинает рассказ о сыне 380-го полка дивизии, двенадцатилетнем пионере Боре Новикове.Боря родился в 1930 году. Отца не помнил. Мальчик воспитывался матерью и отчимом, которых очень любил. В начале войны отчим ушел на фронт, наказав матери беречь Борьку. Но сделать это было трудно, потому мальчишка всем сердцем стремился на фронт. Три раза он пытался уехать «бить фашистов», но каждый раз его возвращали с полдороги. Четвертая попытка удалась: Боря стал всем рассказывать придуманную историю о смерти матери при эвакуации из Ленинграда.В роте старшего лейтенанта Парфенова Боря оказался в мае 1942 года. После неудачной попытки отправить мальчика в тыл бойцы приняли Борю в свои ряды. Пошили шинель, подогнали по маленькой фигурке гимнастерку и брюки. Подарили саблю и закрепили за Борей лошадь Машку, сам взобраться на которую юный боец не мог, помогали старшие товарищи.Борина мечта сбылась: он стал в полку связным, санитаром, разведчиком. В тяжелых боях перевязывал раненых солдат, помогал бойцам выползти с поля боя, выносил их оружие. Однажды в течение двух дней боев Боря помог 18 раненым бойцам выйти с поля боя с оружием, перевязал 26 раненых, вынес с поля боя 3 ручных пулемета, два автомата. За этот подвиг мальчика наградили медалью «За отвагу!».Боря Новиков погиб 11 июля 1942 года во время минометного обстрела, пробыв на фронте всего лишь три месяца. За смерть своего маленького товарища артиллеристы ответили врагу орудийными залпами, уничтожившими более двух десятков фашистов. Услышав о гибели мальчика, малыши долго стоят молча у портрета Бори.Экскурсоводы рассказывают своим гостям о музейной работе: о деятельности военно-патриотического клуба «Патриот», о создании Книги памяти, поисковой работе, участии в акции «Бессмертный полк» и олимпиаде «Не прервется связь поколений».Семиклассник Ваня Бакаев, хранитель музейных фондов, показывает младшим ученикам, как непросто восстановить прежний вид модели самолета Пе-2, сломанной участниками последней экскурсии.Урок мужества заканчивается. Старшеклассники приглашают малышей чаще приходить в музей, ведь буквально через несколько лет им придется принимать эту почетную вахту – вахту памяти, которую несут ученики 667-й московской школы вот уже более трех десятилетий.

Андрей ОГУР, учитель ОБЖ школы №667 имени Героя Советского Союза К.Я.Самсонова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте