Бардак в стране не возникает ниоткуда. Он следствие бардака в головах. Но и бардак в головах тоже не сам по себе возникает. Он возникает в тот момент, когда мозг начинает получать настолько большие объёмы разнородной информации, что…
…не успевает её усваивать и упорядочивать.
Когда это происходит? Конечно же, в школе. А стало быть, именно учителя, как бы ни прискорбно было это признавать, являются инициаторами бардака и разрухи в стране. Особенно это касается нашей страны и нашей системы образования – глубоко порочной и античеловеческой, на мой взгляд, системы. Вы уже возмутились столь категоричным мнением? Не спешите его опровергать. Дочитайте до конца.
Начну с того, что я вижу эту систему изнутри уже 18 лет. Это вполне достаточный срок, чтобы прийти к определённым выводам. Причём мне довелось работать как в государственных, так и в частных образовательных учреждениях, вести в разное время уроки математики, физики, информатики. То есть я имел возможность проанализировать содержание этих предметов с 5-го по 11-й класс. Кроме того, у меня трое детей, двое из которых уже окончили школу, а третий учится в 4-м классе. И я не могу не замечать отрицательного воздействия на них системы образования, поэтому изо всех сил стараюсь его минимизировать. Так что мне есть что сказать, и я делаю выводы не на пустом месте. При этом я понимаю, что моё мнение многим моим коллегам придётся не по вкусу. Ну что ж, как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. А теперь обо всём по порядку.
Власть имущие в нашей стране пытаются контролировать всех и вся. Огромное количество проверяющих, мониторящих, контролирующих и штрафующих организаций. Однако порядка, честности соблюдения закона каждым гражданином и каждой организацией что-то не наблюдается. Почему? Да потому что о каждой проверке в подавляющем большинстве случаев известно заранее и есть возможность подготовиться к любой комиссии. Откуда это идёт? Из школы. Все дети знают – каждый урок учителя будут проверять их домашнее задание. А значит, если кто-то его не делает, у него всегда будет возможность подготовиться к любой проверке – списать, «забыть тетрадь», «потерять дневник», прогулять урок. Так школа готовит его к взрослой жизни. Надо ли так делать? Убеждён – ни в коем случае. Проверка должна быть неожиданной и достаточно редкой. Нам, учителям, разве недостаточно контрольных, самостоятельных, диагностических или проверочных работ, чтобы оценить степень подготовленности и уровень знаний учащихся? Вполне достаточно. И кто, интересно, решил, что домашнее задание учитель обязан проверять каждый урок? Кто решил, что тетради учащихся должны проверяться каждый день? Откуда взялись эти вечные пачки тетрадей, которые учителя тащат домой? Признайтесь, коллеги, что вовсе не угроза ежедневной проверки повышает интерес детей к вам и вашим урокам. Так нет же, мы будем проверять ежедневно, а бездельников беспощадно карать двойками и вызовами родителей. А вам самим, учителя, комфортно будет, если вас каждый раз проверять и контролировать? Разве вы лучше станете работать от этого? Вряд ли. Тогда с чего вы решили, что ученику будет от этого ежедневного тотального контроля какая-то польза? Пользу приносит только самоконтроль, которому наши ученики, к сожалению, совсем не обучены. Самоконтроль и ответственность за своё дело – этими свойствами многие отечественные специалисты не обладают, оттого и качество отечественных товаров оставляет желать лучшего. Ну а тяга к списыванию объясняет наше неумение создавать свой собственный продукт – ведь гораздо проще «списать» его у заграничных товарищей, что мы с успехом всегда и делали. И никакие санкции это уже не остановят. Потому что начало этому – в школе.
Теперь о главном – о содержании образования. Кто составляет программы и пишет учебники? Учителя? Вовсе нет. Учёные-методисты – вот кто решает, что дети должны знать, а чего не должны. Интересно, а авторы учебников по всем предметам собирались когда-нибудь вместе, чтобы подсчитать тот объём информации, который учителя вынуждены втискивать в головы детей в соответствии с требованиями программ? Автор учебника математики, например, в курсе, что должен знать пятиклассник или семиклассник по истории Древнего мира или средневековья, биологии, географии, физике, русскому языку и литературе плюс к его математике? А сам этот автор знает историю Древнего мира, биологию, географию и прочее в объёме соответствующих учебников? Сомневаюсь. В подавляющем большинстве случаев ученики под конец обучения имеют в своей голове кучу из отдельных, обрывочных, не связанных друг с другом и малопонятных сведений из разных областей знаний. Вы, создатели программ и учебников, когда-нибудь пробовали в одну тарелку смешать первое блюдо, второе и залить это компотом, а потом съесть? Не пробовали? Попробуйте. И вы испытаете те же ощущения, что и любой ученик испытывает после одного учебного дня. Каша в голове приводит к отсутствию глубокого понимания и взаимосвязанности всех явлений в жизни. О каком системном подходе можно говорить в отсутствии системы? А потом, после школы, такие «кашеголовые» специалисты начинают осуществлять реформы. Надо ли говорить, каким будет результат этих реформ? Мы все эти результаты видим сами. А ведь это наш с вами результат труда, коллеги. Это мы не смогли научить ребёнка видеть связи в мире, видеть, как одно неверное решение может привести к катастрофическим последствиям. Это мы научили делать что-то без анализа и оценки возможных последствий, то есть работать бессистемно. А помогли нам в этом авторы стандартов, учебников, программ и учёные-методисты. Так ведь и они были когда-то школьниками, и их тоже когда-то не научили думать системно, работать сообща. Их не научили тому, что, даже запомнив все формулы учебника физики, или все даты учебника истории, или все понятия и теоремы математики, ребёнок не сможет увидеть связь между этими предметами. Он не сможет понять единство и многообразие окружающего мира, не сможет научиться думать системно, просто потому, что запоминание и понимание – абсолютно разные категории. На мой взгляд, лучше пусть ученик до 9-го класса узнает совсем немногое, но узнает с глубоким пониманием сути этого немногого. Может, тогда и не придётся ему в конце 9-го класса размышлять о том, ради чего и зачем он переходит в 10-й класс, какая область знаний будет для него определяющей в дальнейшей жизни, чем он будет заниматься, где учиться и где работать. Может, сократив содержание предметов раза в 3-4, мы наконец и добьёмся от учащихся такого уровня понимания, который позволит им в дальнейшем учиться не ради «корочки», работать не там, где жизнь заставила, и делать своё дело искренне и с интересом.
Ну и напоследок о престиже профессии учителя.
Уважение к учителю и его труду невозможно навязать и недостаточно задекларировать документально. Оно начинается со школьной парты. Может, потому и не получается у власти повысить престиж учительской профессии, что сами власть имущие никогда не испытывали уважения к учителю. Скорее всего это именно так. Иначе они не в депутаты и мэры рвались бы, а в школу, не за думские кресла боролись бы, а за школьный кабинет с доской и указкой. Как формируется это уважение? Да очень просто. Дети, они же прекрасно всё подмечают: в каких условиях учитель работает, что ему навязывает или не навязывает администрация школы, свободен он в словах и действиях или зажат распоряжениями и локальными актами. Простой пример. Я работал в разных школах с разными возможностями и разными условиями, но только там, где я имел собственный кабинет, куда никто до звонка не имел права войти, кроме коллег, там я чувствовал, как ко мне растёт уважение учеников. Свой кабинет у меня был далеко не всегда, поэтому уверен, что такая проблема действительно в школах существует. Убеждён, что унижением для учителя является и пресловутое дежурство по школе. Перемена – это возможность отдохнуть и подготовиться к следующему уроку, а не ходить по коридору в качестве надсмотрщика. Унижением для учителя – это и обсуждаемое в последнее время требование дресс-кода. Если учитель обладает самоуважением, тактом и уважает учеников, он и без этого требования не придёт в школу в майке и шортах. Любое требование «свыше» делает учителя несвободным. Но только свободный и внешне, и внутренне учитель может быть уважаемым среди учеников. Хотите повысить престиж учительской профессии? Сделайте учителя свободным максимально – от подоходного налога (страна не обеднеет, повысьте налог для чиновников, и все дела), от зашкаливающей бумажной работы и отчётности (кроме итоговой), обеспечьте учителю право бесплатного проезда и право бесплатного отдыха хотя бы в течение 10 дней, например, в Крыму для его семьи. Сделайте это, и вы увидите, как резко возрастёт престиж профессии учителя, как появятся наконец в школе мужчины. К кому я обращаюсь? Скорее всего не к нынешней власти и не нынешним чиновникам. Я обращаюсь, пожалуй, к вам, коллеги. Учите детей так, чтобы, вырастая, они смогли обеспечить вам и достойную жизнь, и настоящую свободу для успешной работы и настоящего творчества.
Так что, как видите, коллеги, бардак в стране, отсутствие нормальной экономики, разрушение системы образования, промышленности и сельского хозяйства глупыми реформами и бестолковым управлением – следствие нашей с вами работы с учениками. Нынешних правителей уже не исправить, а какими вырастут будущие, во многом зависит от нас самих. И хотя разрушающаяся на наших глазах система образования тянет нас за собой, надо находить в себе силы идти против этой системы, тайно или явно. Иначе нам не за что будет уважать самих себя, и уж точно незачем будет искать виноватых.
Об авторе
Вадим Александрович Муранов, учитель физики негосударственного частного среднего общеобразовательного учреждения «Школа радости», г. Люберцы, победитель всероссийского конкурса «Учитель года-2009»
Комментарии