Есть старинная китайская мудрость, которая гласит: “Хорошие времена порождают слабых людей. Слабые люди порождают плохие времена. Плохие времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена”.
По-русски это звучит примерно так: “Чем хуже, тем лучше. А чем лучше, тем хуже”. Не в том смысле, что надо специально создавать себе трудности и радоваться им, а в том, что надо уметь воспринимать проблемы как возможность для роста и развития. Хотя…
Если вы помните, ещё в античные времена возник спор между сторонниками двух диаметрально противоположных учений – стоиками и гедонистами. И спор этот, между прочим, продолжается до сих пор, ибо у тех и других есть свои последователи. Стоики утверждают, что жизнь – это борьба, и надо с детства приучать себя героически переносить боль и страдания, отвергать комфорт, довольствоваться малым, не роптать из-за лишений, мужественно воспринимать запреты, постоянно ограничивать себя в удовольствиях… Для чего? Для того чтобы иметь замечательную возможность насладиться тем небольшим, что у тебя есть, и не стенать по поводу отсутствия возможности получить всё, что ты хочешь.
Гедонисты же, наоборот, считают, что жизнь дана человеку как раз для наслаждений, поэтому надо использовать каждый удобный момент для удовлетворения своих желаний и удовольствий. Не должно быть никакого насилия, ни внутреннего, ни внешнего, ибо это самым прямым образом мешает нам наслаждаться тем, чего вожделеешь. Поэтому счастлив тот, кто способен испытать все возможные блаженства, данные человеку от природы. А любое ущемление хоть в чём-то делает его несчастным. Что, разумеется, очень плохо для тела и психики.
Воспитатели-стоики предпочитают держать детей в ежовых рукавицах и чёрном теле, искренне веря, что таким образом они помогают закалить их характер и укрепить плоть, а главное – выработать волю. Воспитатели-гедонисты, наоборот, абсолютно уверены, что детей нужно всячески холить, лелеять и баловать, причём это им будет только на пользу. Ведь если у человека есть всё, о чём он мечтает, он не будет жадным и злым, а станет охотно делиться с людьми всем, что у него есть, то есть вырастет добрым и щедрым.
И вот тут имеет смысл посмотреть на вещи под совершенно нестандартным углом, под которым вы, я уверен, ещё никогда на них не смотрели.
Итак, предположим, что чем больше человек испытывает страданий, тем больше он привыкает переносить их стоически (!), без стонов, слёз и причитаний. И, наоборот, чем менее он привычен к любого рода дискомфорту, тем сильнее будет возмущаться, стонать и рыдать, если его будут хоть в чём-то ущемлять, причинять ему хоть какие-то неудобства. А дело тут в наличии или отсутствии качества, о котором мы уже не раз писали – силы воли. Ибо только она помогает мобилизовать скрытые резервы организма тем лучше, чем сильнее выражена и развита. И мы не раз убеждались, что люди, обладающие огромной силой воли, способны на невероятные поступки – выдерживать страшную боль, по месяцу не есть и по три дня не пить, работать до изнеможения, добровольно жертвовать собой ради других и так далее.
Думаю, у каждого народа и во все времена были люди, чьи подвиги и геройские поступки достойны искреннего восхищения. Но если рассмотреть это более пристально, получится, что в 100% случаев мы имеем дело именно с проявлением той самой воли. И, наоборот, когда её нет, тогда человек становится марионеткой в чужих руках, им можно управлять, играя на его слабостях и страстях, сопротивляться которым он не в силах, да и не хочет.
А теперь – тот самый “угол”.
Вы замечали, что некоторые лекарства поразительно противны, хотя не составляет никакого труда сделать их гораздо более приятными на вкус? Между тем, вполне возможно, что мерзкое снадобье, которые мы вынуждены принимать, чтобы выздороветь, должно быть именно таким, чтобы помочь нам выработать силу воли, без которой невозможно выздороветь.
Вы замечали, что обливание ледяной водой и купание в проруби – удовольствие, прямо скажем, для избранных, хотя положительный эффект от него налицо? Да, разумеется, процесс закаливания имеет совершенно чёткое физиологическое обоснование. Тем не менее, есть все основания полагать, что, делая нашему организму неприятно, ущемляя его в правах на наслаждения, мы тем самым вырабатываем способность противостоять термическим потрясениям, чтобы, через волю, успешно бороться и с заболеваниями.
Вы замечали, что разного рода “игольчатая рефлексотерапия” весьма положительно сказывается на нашем самочувствии, несмотря на то, что наслаждения от неё очень мало? В самом деле, вспомните хотя бы хождение босиком по еловой хвое и сосновым шишкам, лежание на ипликаторе Кузнецова, всевозможные жёсткие массажи, при которых вас нещадно щиплют, давят, тычут в вас пальцами. Это совсем не похоже на приятное поглаживание и почёсывание пяток, но ведь эффект есть! Да, рефлексы, да, активные точки, это всё понятно. Но… Кто же отменял то самое, которое “возвышает и облагораживает через страдания”?
Вы замечали, что голодать куда менее приятно, чем есть? Впрочем, глупый вопрос… Конечно же, наслаждаться вкуснейшими яствами куда интереснее, чем сидеть на хлебе и воде, жадно ловя носом доносящиеся из окон соседей ароматы жареной курицы. И здесь тоже, казалось бы, всё по полочкам разложено – баланс калорий, избыток жиров, которые надо сжечь, не употребляя новых. Но ведь и тут же всё как будто специально настроено на то, чтобы у человека выработалась сила воли, и если это ему удастся, потом он сможет легко и непринуждённо обходиться за званым столом всего одним огурцом, в то время как другие поглощают изысканные деликатесы. Обходиться и быть здоровым – не только духовно, но и физически.
Вы замечали, что задыхаться от нехватки воздуха куда хуже, чем дышать полной грудью? Вот, ещё один глупый вопрос, скажете вы. А ведь советский физиолог Константин Бутейко пришёл к неожиданному выводу: глубокое дыхание вредно, особенно при некоторых заболеваниях, и чтобы от них излечиться, нужно, наоборот, дышать поверхностно, сознательно не разрешая себе расправлять лёгкие. В отдельных случаях даже вообще туго перетягивают грудную клетку, чтобы едва можно было вздохнуть. Казалось бы, от этого только полный дискомфорт, а на самом деле, выяснилось, что таким образом можно вылечиться от астмы, которая, в свою очередь, сама по себе мешает дышать. То есть мы и здесь сталкиваемся с тем, что воля заставляет организм прийти в норму и начать работать так, как ему предписано природой.
Сюда также можно вспомнить и такие жуткие явления как уринотерапия, употребление внутрь дёгтя и скипидара, натирание тела перцем или горчицей, прижигание энергетически важных точек на теле человека, сидение на гвоздях и прочие ужасы. Что интересно, этому всему тоже существует множество очень убедительных обоснований. Хотя везде прослеживается одно и то же: всё это причиняет человеку совершенно явные неудобства, это невкусно, противно, неприлично, больно… однако если вы всё же добровольно решитесь пройти через испытания, ваш организм скажет вам спасибо, ибо теперь он перешёл под управление не ваших капризов и страстей, а вашей воли. И будет делать то, что ему скажут, а не то, что приспичило отдельно взятым железам.
Не грех вспомнить и спор героев повести Николая Носова “Приключение Незнайки и его друзей” – доктора Пилюлькина и Медуницы. Один утверждает, что коротышек нужно лечить йодом, ибо совершенно обязательно, чтобы лечение было болезненным, ибо это играет важную воспитательную роль в процессе лечения. Другая же считает, что это негуманно, а мёд вместо йода гораздо лучше, ведь доктор должен думать не о воспитании, а об облегчении страданий больного. И каждый по-своему прав…
Словом, древнюю мудрость “Qui nocent – docent” (что вредит, то учит) можно истолковать классическим образом: что нас не убивает, то делает нас сильнее. При условии, разумеется, что мы сами, наша психика, наш характер, примут в этом самое непосредственное и активное участие.
И ещё.
Долгое время психологи всего мира очень любили рассказывать педагогам о так называемом Стэнфордском зефирном эксперименте, которые группа американских учёных проводила в середине 60-х годов прошлого века. Суть его довольно проста, но коварно изящна: детей сажали в комнату и говорили, что вот тут на столе лежат вкусные зефирки, и если они потерпят некоторое время, то смогут полакомиться ими. После этого взрослые уходили, а дети вели себя, как ведут себя нормальные дети, то есть по-разному: одни стоически вынесли это изуверское испытание и даже не притронулись к зефиркам, другие, не вытерпев, всё-таки съели их, а третьи всего лишь откусили небольшой кусочек, но совсем маленький, незаметно. А само главное было потом. Спустя годы экспериментаторы изучили информацию о том, кто из этих детей как реализовал себя в жизни, и оказалось, что у ребят с хорошо развитой силой воли дела обстоят очень даже успешно, в то время как у тех, кто не смог противостоять своим желаниям и страстям, всё совсем не так благополучно.
Психологи обо всём этом рассказали педагогам, а те – друг другу и своим детям. И всё было бы замечательно, если бы в 2018 году группа других американских учёных не опровергла результаты этого эксперимента. По их мнению, при его проведении их предшественники не учитывали много важных факторов, а значит, сделали неверные выводы. В частности, оказалось, что те дети, которые честно прождали отведённое время и не взяли вкусняшки, совсем не обязательно обладают более сильной волей, чем те, кто не утерпел и съел её. Просто первые выросли в богатых семьях, где их кормили самыми разными сластями, к тому же, они привыкли, что им всё равно достанется то, чего они хотят, не сейчас, так чуть позже. А вторые решили не полагаться на обещания взрослых и воспользоваться тем, что есть, пока существует такая возможность. Ибо синица в небе лучше журавля в небесах.
Так или иначе, а этот эксперимент, даже опровергнутый, ничуть не умаляет и не отменяет главного: тренируя волю, люди готовят себя к великим делам, а потворствуя собственным слабостям и инстинктам, они наоборот, ставят крест на своих перспективах.
Поэтому мало просто развивать у каждого ребёнка способность чувствовать и понимать, чего он хочет (что тоже очень важно!), нужно попытаться сделать так, чтобы он это своё “Я хочу!” сопоставил с желаниями других людей, с конкретной ситуаций, своими возможностями. После чего взвесил бы всё это и сделал вывод – стоит ли что-то делать сиюминутно для удовлетворения своих потребностей, или лучше отложить их на потом, а может, и вовсе отказаться. Как раз это и есть самоконтроль, без которого вряд ли можно говорить о воспитании и воспитанности.
Комментарии