Представьте картину. Детей привели к кабинет, рассадили по партам (как всегда, по двое), раздали задание и оставили, строго-настрого предупредив, что списывать нельзя. Разумеется, они тут же начали списывать.
…Кого поймали, мягко пожурили, дали другое задание, но на том всё и закончилось.
В следующий раз поступили ровно точно так же. И дети точно так же опять стали списывать – друг у друга, со шпаргалок, прихваченных учебников и так далее. Теперь тех, кто попался, наказали уже серьёзно – выгнали с двойкой и сказали, что пересдать можно будет только через год.
Но через год всё повторилось.
Наконец-то решили что-то менять в самой системе организации.
Рассадили детей по одному за партой. Усилили меры по контролю за выполнением работ – назначили людей, которые бы “стояли над душой”, “пасли”, ходили бы между парт. А заодно установили видеокамеры в местах сдачи экзамена. Плюс ужесточили процедуру допуска, чтобы никто не мог пронести в кабинет радиопередатчики, наушники, телефоны и прочие средства коммуникации с внешним миром.
Но оказалось, что дети не оставляют попыток списать, несмотря ни на что!
Тогда пошли на крайние меры. Столы, за каждым из которых сидят по одному человеку, расставили на максимально большом расстоянии. На головы детям напялили бумажные коробки, чтобы они чисто физически не могли смотреть по сторонам и видели только лист бумаги перед собой. Установили электронные глушилки, чтобы блокировать сигналы любого электронного устройства. И предупредили, что за списывание человека НАВСЕГДА лишат возможности когда-либо и где-либо пересдать экзамен.
И успокоились? Как же!
…Думаете, зачем я всё это описываю?
Время от времени в Интернете постят фотографии из Китая, где люди настолько дисциплинированные, что просто подивиться можно. Мол, у них это в крови, и если начальник сказал НЕЛЬЗЯ, значит, они умрут, а выполнят! Ибо НЕЛЬЗЯ же! Это ж не мы, которым хоть кол на голове теши, а всё до лампочки, мы всё равно будем заплывать за буйки и переходить улицу на красный свет.
И вот, наконец, очередное фото. Со слёзным умилением, дескать, вот какие молодцы китайцы: за списывание там в тюрьму сажают! И правильно, нечего с этими хитрецами нянькаться, надо вообще для острастки расстрелять нескольких и другие тут же поймут, что так нельзя!
А ведь всё далеко не так благостно, как нам кажется…
Ведь если бы общество действительно было цивилизованным, а люди – дисциплинированными, рациональными и трезво мыслящими, то там бы всё закончилось на самом первом этапе – когда им просто сказали: не надо списывать, это противоречит установленным правилам! В крайнем случае, люди бы поняли, что списывать себе же дороже, когда кого-либо из тех, кто не внял увещеваниям, поймали за руку и наказали, его проступок был бы предан огласке, а деяния публичному порицанию.
Но если мы раз за разом ужесточаем режим, а люди всё равно, с упорством, достойным лучшего применения, пытаются нарушить правила и обойти закон, значит, умиляться этим обществом как-то странно.
Ведь даже в некоторых странах, где до сих пор крайне сурово, я бы даже сказал – по-средневековому жестоко наказывают за воровство (отрубанием конечности), супружескую измену (побиванием камнями), убийство (отсечением головы) и другие преступления, сам факт наличия всего этого говорит лишь о том, что люди до сих пор продолжают воровать, прелюбодействовать и убивать, несмотря на суровость возмездия. Да, конечно, желающих сделать это несоизмеримо меньше, чем там, где за то же самое дают небольшие сроки или выносят общественное порицание. И всё же, чем более суровы меры по наказанию тех, кто не следует законам, тем с большей уверенностью можно сказать: всё это – не от хорошей жизни. Потому что как раз “хорошая жизнь” – это когда говоришь человеку НЕТ, и он понимает.
Банальная ситуация: ребёнок берёт без спроса с полки магазина понравившуюся игрушку и пытается вынести её, не оплатив. Папа или мама, узнав об этом, терпеливо внушают своему дитятке, что так поступать нельзя, за любой товар надо платить деньги, так принято. И в следующий раз ребёнок поступает так, как ему внушили. Да ещё и извиняется за предыдущее.
Но что бы вы сказали, если бы тот же самый мальчик или та же самая девочка взяли с полки робота или куклу, а их родные отцы и матери схватили бейсбольную биту и начали бы избивать своих ребят, ибо воровать нехорошо? Правильно, это выглядело бы, как минимум, странным, а как максимум – жестоким. И вряд ли ваша оценка изменилась бы после того, как вы узнали, что ребёнок ворует уже в сотый раз, и сначала были уговоры, потом шлепки по попе, затем затрещины, и вот, наконец, дошло до биты.
Значит, что-то тут не так в самой системе воспитания. И восхищаться суровостью родителя мы не должны.
Но разве со списыванием не то же самое?..
Мне могут возразить, дескать, чтобы в обществе выработать коллективное сознание, надо сделать так, чтобы какая-то информация залегла на самое дно коллективного бессознательного и постоянно напоминала о себе каждому гражданину, стала бы частью культурного кода. Мол, в тех странах, которые сегодня считаются образцом цивилизованности, в своё время совершенно не церемонились с желающими нарушить правила и наплевать на закон, там их и на кол сажали, и четвертовали, и колесовали. А в результате удалось, наконец, вбить в головы миллионам, что вот так делать нехорошо, за это можно очень сильно пострадать.
Вроде бы всё верно, именно так оно и было. Вот только как быть с теми странами, которые пытались следовать тому же примеру, у них почему то до сих пор сохранилась смертная казнь, но нет порядка? Может, дело в неотвратимости наказания? Или в том самом гражданском обществе, при наличии которого любой, кто пошёл против закона, становится нерукопожатым изгоем и его потомки будут вынуждены носить на себе клеймо выходцев из семьи отщепенца?
Я бы не стал здесь противопоставлять одни страны, которые считаются авторитарными, другим, демократическим. Но ситуация в мире почему-то заставляет меня это сделать. Ведь желание властей заставить всё население ходить строем и выполнять распоряжения начальства, с одной стороны, вроде бы не должна внушать оптимизм и уверенность в завтрашнем дне, ибо каждый человек счастлив, когда поступает так, как хочет, а не так, как ему приказали. С другой стороны, почему-то именно там, где порядок в стране существует не сам по себе, а наводится при помощи жёстких мер и организационных решений, проще всего удалось решить проблему борьбы с коронавирусом. Потому что в странах, где на первое место выходит личная свобода (в том числе – свобода перемещения и живого человеческого общения), очень сложно достучаться до сознания каждого в надежде предотвратить распространение заразы от одного к другому. И почему-то в таких условиях лучше всего действуют именно те самые, очень непопулярные, но оттого не ставшие менее эффективными жёсткие меры, согласно которым того, кто не подчиняется, подчиняют силой.
Хотя, повторю в очередной раз, можно было бы просто сказать – мол, господа-товарищи, просим вас сделать то-то и не делать того-то, это будет для вашей лично и для общей пользы! Пожалуйста!
Но почему-то не действует. Правда, и на приказы люди тоже не всегда реагируют.
Так какая же система лучше?
Фото из архива автора и сайта fotostrana.ru
Комментарии