search
main
0

В журнале не значился

Слово «инклюзия» уже стало обжитым, привычным. Практически каждый человек знает, как нам надо относиться к людям не таким, как все. Но мне хотелось бы заметить, что у этой практики глубокие корни.

В пору своей юности и романтических порывов довелось мне поработать учителем в сельской школе, в глухом уголке Алтайского края. Село Долганка в распутицу и зимнюю непогоду напрочь было отрезано от районного центра. Вела я в те времена свои любимые русский язык и литературу и не очень любимый немецкий язык.
Нагрузка была за тридцать часов плюс кружки и классное руководство. Справлялась, ибо моя молодость, интерес к деревенским детям (сколько они мне преподнесли уроков – отдельная песня) плюс желание доказать в первую очередь себе самой, что выдержу, не сбегу от трудностей, сыграли свою роль.

…В моем 5‑м «Б» классе, где я была классным руководителем, училась девочка, фамилия которой не значилась в журнале. Комиссия в свое время вынесла ей свой вердикт о направлении во вспомогательную школу. Мама наотрез отказалась сдавать дочь в казенный дом. Директор приняла соломоново решение: учить, оценки не ставить, пусть сидит на последней парте.

Тоня оказалась исполнительной, послушной девочкой. В ней было умилявшее меня желание откликаться на любую просьбу. Она первой мчалась к доске, когда я напоминала дежурному стереть написанное мелом (не удивляйтесь – в те времена и классные комнаты, и доски мыли дежурные по очереди). Как светилось от радости ее лицо, когда она слышала похвалу! В труде она была прилежной. Тогда школьники помогали колхозникам в уборке овощей, и лучше Тони, так усердно, никто не работал на картофельном поле.

Как я ее учила? Давала переписывать тексты по русскому языку (почерк у нее был аккуратным, и награда была вполне заслуженной – ее тетрадь показывалась всему классу). По литературе у нее хорошо получалось учить наизусть небольшие стихотворения. С пересказом было труднее. К каждому уроку я готовила особые карточки для Тони и еще для одного ученика уже в другом классе.

Главное, что усвоила я тогда, общаясь с теми, кто не значился в клас­сном журнале, – им надо давать конкретные задания, простые, понятные, выполнимые. Например, с семиклассником, у которого были большие проблемы с письмом и речью, мы договорились, что будем учиться писать письма. Парень признался на одном из занятий после уроков, что хочет служить в армии, как старший брат. И я, ухватившись за его мечту, стала учить писать короткие послания. Он старательно переписывал готовые тексты, предварительно вместе составленные нами, а я, глядя на его стриженный под ноль затылок, утешалась: «Конечно, вряд ли он попадет в армию. Но и ему, и мне так нужны эти малые победы».

Знаю, что Тоня после школы стала работать телятницей, вышла замуж. А Сергей пошел в трактористы, как и отец. Много лет прошло, но вспоминаю о них чаще всего с чувством благодарности.

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте