Дисциплина и мотивация – вечная и постоянно обсуждаемая в педагогике тема, ее регулярно поднимают на курсах повышения квалификации, в публикациях, на конференциях, педсоветах или родительских собраниях. Учась в школе, а потом в вузе, я слышала самые разные варианты решения этой проблемы. В «началке» молодая учительница английского языка увлекала нас своим энтузиазмом, желанием поделиться всем новым, умением вызвать в нас интерес к предмету. В МГУ мы изучали различные аспекты, лингвистику и литературоведение. Кроме того, у нас были курсы военного перевода. Преподаватель, кадровый военный, объяснил нам: «Нужно уметь понимать людей, которые имеют иную идеологическую позицию. Они могут быть и друзьями, и врагами».
С появлением Интернета английский стал языком международного общения. Благодаря тому что он является одним из наиболее аналитических языков, то есть не имеет склонений, грамматического рода, фактически в нем отсутствуют спряжения, можно обходиться основами слов, что и вызвало относительную легкость восприятия и быстрое распространение лексики. Но это все факторы, известные нам, взрослым. Каким же образом мотивировать детей?
Давайте посмотрим на известное по-новому. Отчего школьники шумят, протестуют, не слушают учителя и даже срывают уроки? Причины обычно на поверхности. Ребятам бывает скучно, трудно или и то и другое. Придя на очередной урок после тяжелой двухчасовой контрольной, они просто не в состоянии воспринимать новый материал. После интенсивных занятий физкультурой чаще всего также в течение двух уроков нужна передышка, которую школьное расписание никак не предусматривает. За окном весна – тут я воздержусь от комментариев. В Сибири в апреле – мае температура воздуха днем может подняться до +15-20 градусов, хотя на газонах, в лесу по-прежнему много снега. На перемене раздетые дети вылетают на улицу и с воплями радости прыгают по кучам снега в кроссовках. Если кто-то пытался успокоить их после такой активности и объяснять любую сложную тему, тот сразу меня поймет. Иными словами, что бы ни происходило во внешнем мире, мы обязаны учить, выполнять программу.
Придя работать в школу, которую я сама окончила, зная, что 100% выпускников продолжают обучение в вузах, я поначалу ожидала, что все ребята будут высокомотивированными. Неправда ли? Неправда. У всех есть любимые и нелюбимые, нужные и ненужные (в их понимании) предметы. Привычка классифицировать, искать способы решения любой задачи помогла мне в работе. Сразу оговорюсь: у меня вообще нет проблем с дисциплиной. Почему? Отчасти потому, что я знаю из собственного материнского и педагогического опыта: ни один ребенок не способен высидеть шесть-семь уроков по стойке «смирно». Всем детям нужен минутный перерыв, возможность посмеяться или выразить свои негативные чувства. Но главное, что мы можем привить каждому школьнику, – это вера в себя. Посмотрите на свой класс по-новому. Попробуйте составить небольшую таблицу или список, выявить «очаги недовольства» и постараться понять причины их возникновения. Помните, они могут ничего общего не иметь с вами.
Ученик может стараться изо всех сил, если ему нравится учитель, если его увлекает предмет или отдельная тема и если он или она получает постоянную поддержку от взрослого наставника. Например, много лет в начальной школе я использовала на уроках простую систему оценок: «отлично», «хорошо», «еще раз». Если контрольная работа состояла из нескольких разделов, я ставила оценки за каждый, а в конце выводила общую, часто вместе с детьми. Таким образом, каждый ученик сразу видел, что у него уже получается, а над чем еще нужно поработать. Гордость и счастливые улыбки учащихся, которые постепенно переходили от всего трех оценок к более взрослым пяти баллам, показывали действенность такого подхода.
Если у вас в классе есть отстающие, бывает полезно проверить по журналу их оценки по остальным предметам и по возможности выяснить, все ли благополучно в семье. Если примерный хорошист или отличник вдруг перестает выполнять домашние задания и не обращает внимания на происходящее в классе, возможно, у него что-то случилось. Одна из частых причин изменения поведения подростков – юношеская любовь. Счастливая парочка может прогуливать уроки, а безответно влюбленный рискует погрузиться в депрессию. С другой стороны, в паре «отличница и хулиган» часто дети благотворно влияют друг на друга.
Никогда нельзя говорить ребятам, что они не способны к предмету. К сожалению, таких примеров очень много. Иногда я спрашиваю коллег: «А вы в годы учебы всегда успевали по всем предметам?» Ведь диплом учителя, специалиста получают и отличники, и троечники. Притом не всякий отличник способен донести свои знания до других, не всякий троечник станет неудачником. Процесс познания бесконечен. Если мы сумеем мотивировать себя, то обязательно добьемся успеха и сможем научить любого ученика. Услышав от очередного начинающего педагога неблагоприятное или даже уничижительное мнение об учениках, надо тактично помочь молодому коллеге понять, что одна из стоящих перед ним задач – обучить «неспособных» детей всему, что они сами знают, и помочь им стать способными.
Далеко не все зависит от нас. По статистике, 15-20% детей в мире имеют физические и/или психологические проблемы со здоровьем. Некоторые с течением времени «перерастают» их, другие так и отстают от сверстников. Важно понимать простую истину: далеко не все выпускники школ стремятся попасть в вуз, стать учеными или менеджерами. Главное, чтобы они не хотели быть бездельниками.
Близится окончание очередного учебного года, многократно осложненного длительной пандемией и связанными с ней ограничениями, не говоря уж о непредсказуемом частом переходе в течение более двух лет от очного обучения к дистанционному и обратно. Все педагоги отмечают снижение мотивации, общего уровня знаний. Ко мне обращаются за помощью многие родители, и я провожу все ту же успокоительную беседу.
Наиболее частая у нас в Академгородке проблема: дедушки и бабушки, родители – научные сотрудники, преподаватели, а сын/дочь (внук/внучка) не стремится получить высшее образование! Что делать, как убедить, уговорить? Мое мнение простое – никак. Дайте молодежи сделать самостоятельный выбор. Главное, чтобы они хотели стать полезными членами общества. Ваш ребенок не принимает наркотики, не лежит в канаве, не орет ночами во дворе, а хочет стать шофером скорой помощи, мастером по налаживанию компьютеров, оператором на почте, кассиром? Пусть дети пробуют свои силы. Если через год-два они захотят продолжить свое образование, задача взрослых – поддержать юношу или девушку в их выборе.
Преподаватели с опытом работы за рубежом делятся наибольшей проблемой, с которой им не удается справиться. Если они не находят способа объяснить всем учащимся, для чего им в жизни нужен тот или иной предмет, школьники попросту не будут тратить на него время. Давайте посмотрим на свой предмет с такой непривычной точки зрения: для чего он нужен нашим школьникам? Как ни странно, в старших классах хорошо работает самый простой ответ: это часть обязательной школьной программы. Почему нужно изучать такую-то тему, писать ряд контрольных работ, тренироваться к экзамену? Потому что таковы правила, утвержденные Министерством просвещения.
Не раз класс, практически полностью состоящий из одаренных подростков, победителей олимпиад и конкурсов, заявлял мне: «Это скучно!» Я спокойно отвечала: «Мне тоже скучно, потому что я знаю все темы и могу написать любую работу без подготовки. Но вам нужно готовиться к экзамену». Младшие школьники будут ссылаться на трудности, значит, стоит подумать о способах подачи материала. Что их интересует? Чем их увлечь? Как сделать скучную тему увлекательной?
Все возможно, если мы верим в свои силы и умеем мотивировать самих себя.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск
Комментарии