Воины России внесли значительный вклад в развитие российского изобразительного искусства. Военная тема, подвиги на полях сражений во имя светлых идеалов защиты Родины всегда занимали в нем значительное место. Причем это отнюдь не означает, что военные художники отображали только войну.
Заметный вклад в историю русского искусства внесла семья Клодтов. Генерал-майор К.Ф. Клодт, участник Отечественной войны 1812 г., был художником-любителем. Сыновья Клодта – Владимир, Константин и Петр – окончили Омский кадетский корпус, а затем Петербургское артиллерийское училище. Владимир служил начальником чертежной в Инженерном штабе, Константин стал известным иллюстратором и гравером, возродил в России искусство ксилографии (гравирование по дереву). Художественно одаренными были и внуки. Михаил Петрович – живописец-жанрист и гравер, Михаил Константинович – пейзажист, обучавшийся в Горном кадетском корпусе.
Наибольшую известность снискал Петр Карлович Клодт, ставший профессором и академиком. В 1828 г. он оставил службу офицера конной артиллерии и посвятил свою жизнь искусству. Его считают основателем русского анимализма (изображения животных) в скульптуре. Особенно удавались ему лошади. Анатомическая фигура лошади, созданная Клодтом, служила учебным пособием в Академии художеств. Клодт сам отливал свои скульптуры. Наиболее известны четыре конные группы Аничкова моста «Укротители коней» в Санкт-Петербурге.
Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Андреевич Ярошенко (1846-1898 гг.). Сын генерала, он окончил кадетский корпус, Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входивший в состав передвижников, Николай Андреевич Ярошенко создал выразительные образы рабочего («Кочегар»), революционеров («Заключенный»), простых людей («Всюду жизнь»).
Всем любителям искусства знакомо имя Павла Андреевича Федотова (1815 – 1852 гг.), известного русского живописца и рисовальщика. Он родился в Москве в большой семье офицера, бывшего солдата екатерининских времен. В 10 лет он поступил в Московский кадетский корпус, окончил его «первым учеником» и получил назначение прапорщиком лейб-гвардии в Финляндский полк в Петербурге.
Один из первых его рисунков – акварель «Освещение знамени в обновленном дворце» – настолько понравился царю, что тот предоставил офицеру-художнику «право оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц». Однако Федотов не решился сразу оставить службу. Он сделал это только в 1844 г., уйдя в отставку в звании капитана.
Павел Андреевич Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Он ввел в бытовой жанр сюжетную коллизию («Свежий кавалер», «Сватовство майора»). Поздние его работы отражают чувства тонкого и глубокого художника, переживание одиночества («Анкор, еще анкор»).
Символ русского искусства батальной живописи – творчество Василия Васильевича Верещагина (1842 – 1904 гг.). Еще учась в Морском кадетском корпусе, Верещагин посещал рисовальную школу. В 1860 г. с отличием окончил Морской корпус, а затем полностью посвятил себя живописи.
Оставив военную службу, он навсегда остался связанным с армией. Чтобы своими глазами увидеть боевые действия, неоднократно бывал на Кавказе и в Туркестане. Правдивые батальные сцены Верещагина на темы войны в Туркестане поражают остротой восприятия и передачи чувств («Смертельно раненый», «Апофеоз войны» и др.). И это вполне объяснимо. Во время туркестанской кампании Верещагин в чине прапорщика состоял ординарцем при генерале Кауфмане.
Когда вспыхнула война с бухарским эмиром, Верещагин участвовал в восьмидневной обороне Самаркандской цитадели и получил орден Георгия за «блистательные мужество и храбрость». Этот орден Верещагин всегда носил в петлице.
Во время войны на Балканах Верещагин прошел с русской армией весь ее трудный путь, был ранен, пролежал два месяца в госпитале. Погиб Василий Васильевич Верещагин 13 апреля 1904 г. вместе с вице-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым, командующим Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. Броненосец «Петропавловск», на котором художник находился вместе с известным русским флотоводцем, подорвался на вражеской мине. Перед самой гибелью художника видели делающим наброски начинающегося морского боя в походном альбоме.
Своеобразным явлением в отечественном изобразительном искусстве стала деятельность студии военных художников им. М.Б. Грекова. Она была создана в 1934 – 1935 гг. и названа в честь Митрофана Борисовича Грекова (1899 – 1934 гг.), художника-баталиста («Трубачи Первой Конной», «Тачанка», «Знаменщик и трубач» и др.). В студии работали выдающиеся мастера: Евгений Викторович Вучетич, подполковник, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром взвода, командиром батальона, автор знаменитой скульптуры «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине, мемориала на Мамаевом кургане в Волгограде; Петр Александрович Кривоногов, майор, офицер-кавалерист, сражавшийся в частях известного военачальника, Героя Советского Союза генерала Л.М. Доватора, а затем в танковом соединении (работы «Сталинград», «Курская битва», «Победа» и другие); Петр Тарасович Мальцев, майор, руководитель группы художников Военно-Морского Флота в годы войны («Гибель «Варяга», «Наше море», диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года»), и другие.
Художественными руководителями студии им. М.Б. Грекова в разные годы были такие мастера живописи и графики, как народный художник СССР полковник Николай Николаевич Жуков, полковник член-корреспондент Академии художеств Марат Иванович Самсонов, народный художник России Николай Николаевич Соломин. Ныне студию М.Б. Грекова возглавляет полковник Присекин Сергей Николаевич.
Значительным событием в нашем искусстве стало создание коллективом студии им. М.Б. Грекова шести диорам, посвященных важнейшим битвам Великой Отечественной войны и открытых к 50-летнему юбилею Великой Победы в Военно-историческом музее и на Поклонной горе в Москве: «Контрнаступление советских войск под Москвой в декабре 1941 г.» (автор – народный художник РФ Е.И. Данилевский) – в основу сюжета этой диорамы положены события, происходившие в ноябре – декабре 1941 г. в 60-70 км северо-западнее Москвы, в районе города Яхрома Дмитровского района Московской области. В центре полотна – идущие к переправе через канал Москва – Волга бойцы сибирских и уральских частей, прибывших для пополнения 1-й Ударной армии Западного фронта; «Сталинградская битва. Соединение фронтов» (авторы – народный художник РФ М.И. Самсонов, заслуженный художник РФ А.М. Самсонов) – в основу сюжета этой диорамы положено историческое событие – соединение войск Юго-Западного и Сталинградского фронтов 23 ноября 1942 г. в районе города Калач и поселка Советский.
Художники показали кульминационный момент встречи танкистов 45-й и 69-й танковых бригад 4-го танкового корпуса с бойцами 36-й механизированной бригады 4-го механизированного корпуса. На переднем плане изображен немецкий солдат с автоматом, оказавшийся в расположении советских частей, – на его лице смертельная усталость от долгих боев.
Диорама «Блокада Ленинграда» (автор – лауреат Государственной премии РФ художник Е.А. Корнеев) принципиально отличается от других. В ней нет боев, солдат, танков, порохового дыма. Зритель видит панораму Невы, стрелку Васильевского острова, Петропавловскую крепость. Справа – канал Грибоедова, Банковский мостик. Этот вид не соответствует реальной топографии. Он умышленно скадрирован, чтобы создать образ Великого города, который воспринимается как символ стойкости и героизма защищавших его людей, выдержавших 900 дней изнурительной блокады.
В основу сюжета диорамы «Курская битва», созданной народным художником РФ Н.С. Присекиным, положены исторические события лета 1943 г. – завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге. Посвятив свою работу знаменитой стратегической операции, автор отразил лишь один ее день – 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровки сошлись в лобовом сражении две танковые армады.
Сюжет диорамы «Форсирование Днепра» (автор – народный художник РФ В.К. Дмитриевский) отражает форсирование Днепра на киевском направлении в сентябре – октябре 1943 г. Выйдя к Днепру, советские войска с ходу приступили к форсированию могучей реки. Используя любые подручные средства, преодолевая ожесточенное сопротивление врага, части Красной Армии переправлялись через Днепр и захватывали плацдармы на его правом берегу. Широкой гладью величественного Днепра диорама поделена на две части. В левой, освещенной ярким солнечным светом, изображены заднепровские дали. Оттуда, с востока, идет свет надежды освобождения. Но чем ближе к западу, тем темнее тона. Картины жизни и смерти перемешались: идет бой не на жизнь, а на смерть за каждую пядь земли.
Главным композиционным центром диорамы «Штурм Берлина», созданной народным художником РФ В.М. Сибирским, выбрана северо-восточная часть парка Тиргартен с рейхстагом. Сюда 29 апреля 1945 г., сломив сопротивление немецко-фашистских войск, вышли передовые части 79-го стрелкового корпуса 3-й Ударной армии – 150-я и 171-я стрелковые дивизии. Художник воспроизводит не только завершающий этап войны, но и отдельные героические подвиги советских воинов. В траншее мы видим полковника Ф.М. Зинченко с сержантом М.А. Егоровым и младшим сержантом М.В. Кантария. В руках одного из них – Знамя Победы, которое ранним утром 30 апреля водружено на крыше рейхстага.
Комментарии