Образование признано важнейшим стимулом экономического роста, фактором конкурентоспособности и национальной безопасности страны. Приняты Федеральная программа развития образования и Национальная доктрина образования в РФ, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
Система военного образования, как неотъемлемая часть высшей школы России, также нуждается в обновлении с учетом целей и задач общероссийской модернизации профессионального образования, богатейшего опыта подготовки военных кадров. Требуется по-новому осмыслить этот опыт, использовать все проверенное временем и не потерявшее актуальности в наши дни. Вот почему не только уместен, но и необходим пристальный взгляд в прошлое.
Первым военно-учебным заведением России стала Навигацкая школа, созданная в Москве Петра I указом от 25 (14 по старому стилю) января 1701 г. Ее историческое значение состоит не только в том, что школа положила начало созданию отечественной системы военного образования. Она явилась также первым светским и первым техническим учебным заведением России. Поэтому 300-летие ее создания вместе с военно-учебными заведениями отметила вся профессиональная инженерная и техническая школа страны.
Во время Северной войны 1700-1721 гг. открываются артиллерийские и инженерные школы, медицинская (госпитальная) школа и ряд других. С середины XVIII в. основными учебными заведениями по подготовке военных кадров становятся кадетские корпуса. В 1732 г. создан Сухопутный, в 1752 г. – Морской, в 1762 г. – Артиллерийский и инженерный, в 1802 г. – Пажеский, в 1812 г. – Топографический кадетские корпуса. Всего к середине XIX в. сформировано 19 корпусов.
На рубеже XVIII и XIX вв. зарождается новый тип военно-учебных заведений – военные училища, которые затем составят основу российской системы военного образования. Формируются Балтийское и Черноморское штурманские, Морское артиллерийское, Корабельной архитектуры, Главное инженерное, Артиллерийское и ряд других военных училищ.
Для повышения квалификации и подготовки офицеров с высшим образованием создают первые военные академии: в 1798 г. – Медико-хирургическая (ныне Военно-медицинская), в 1832 г. – Академия Генерального штаба (ныне – Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил РФ). На базе офицерских классов соответствующих училищ организуются в 1855 г. Инженерная и Артиллерийская академии (ныне Военно-инженерный и Военный артиллерийский университеты), в 1867 г. – Военно-юридическая (ныне – военно-юридический факультет Военного университета), в 1877 г. – Военно-морская. Они стали центрами военно-теоретической и военно-инженерной мысли, в них сложились авторитетные научные школы во главе с выдающимися учеными, имена которых составили славу отечественной науки.
Большие перемены связаны с “милютинскими” военными реформами 60-70-х гг. XIX в. Старшие классы кадетских корпусов преобразованы в военные училища. На базе младших классов организованы военные гимназии (в 80-х гг. они были вновь переименованы в кадетские корпуса). Сформировано 17 юнкерских училищ с облегченной программой. Расширена сеть высших военно-учебных заведений.
В 1863 г. создано Главное управление военно-учебных заведений – первый в истории России центральный орган, обеспечивающий научно-методическое руководство военным образованием.
В 1905-1912 гг. юнкерские училища с облегченной программой преобразованы в нормальные военные училища. Сформирована седьмая по счету академия – Интендантская (ныне – Военная академия тыла и транспорта). Созданы электротехнические, авиационные, автомобильные, железнодорожная и другие офицерские школы, на флоте – классы подводного плавания.
По научно-педагогическому потенциалу и уровню подготовки кадров отечественная военная школа к началу первой мировой войны занимала одно из ведущих мест в мире.
В 1917 г. прежняя система военного образования была разрушена, ее педагогический потенциал, материальная база и традиции обучения в значительной мере утрачены. Во время гражданской войны организовано более 200 краткосрочных курсов и школ младшего командного состава. Возобновили работу некоторые военные академии. После войны большинство курсов и школ упразднили, часть преобразовали в военные школы.
Становление советской системы военного образования приходится на 1932-1940 гг. Реорганизуются и расширяются военные академии, создается ряд новых: Механизации и моторизации (с 1943 г. – Военная академия бронетанковых войск, в 1998 г. вошла в состав Общевойсковой академии Вооруженных Сил РФ), Военно-электротехническая (ныне Военный университет связи), Военно-химическая (ныне Военный университет РХБЗ), Командного и штурманского состава ВВС (ныне Военно-воздушная академия им. Гагарина) и другие. В 1936 г. воссоздается Академия Генерального штаба. Военные школы реорганизуются в средние военные училища, формируются новые – артиллерийские, танковые, авиационные и другие.
К началу Великой Отечественной войны офицеров готовили 19 военных академий, 7 высших и 203 средних военных училища, 10 военных факультетов при гражданских вузах. С ее началом военно-учебные заведения перешли на сокращенные сроки обучения, дополнительно было развернуто свыше 200 краткосрочных курсов. В результате уже с конца 1942 г. потребности войск в офицерах в основном удовлетворялись. Академии и училища вели большую научную работу по обобщению боевого опыта, развитию военной науки, совершенствованию оружия и боевой техники.
После войны, в 1946 г., завершен переход от ускоренной подготовки офицеров к планомерной учебе. С созданием ракетно-ядерного оружия, атомного подводного флота, космических средств вооруженной борьбы организована подготовка соответствующих специалистов. Созданы высшие радиотехнические, ракетные, зенитно-ракетные училища. В 1946 г. организуется Военная академия артиллерийской радиолокации (в 1968 г. преобразована в Военную инженерную радиотехническую академию ПВО, после распада СССР утрачена для Вооруженных Сил России), в 1956 г. – Военная командная академия ПВО (ныне Военный университет ПВО). Артиллерийская академия перепрофилируется на подготовку офицеров для Ракетных войск стратегического назначения (ныне Военная академия РВСН им. Петра Великого), Военно-воздушная инженерная академия имени А.Ф. Можайского – на подготовку специалистов для космических средств (ныне – Военный инженерно-космический университет). Расширяются масштабы подготовки инженерных кадров, средние военные училища преобразуются в высшие командные со сроком обучения 4 года.
В 1968 г. вновь создается Главное управление военно-учебных заведений, расформированное в 1924 г. Под его руководством осуществлен переход к подготовке офицеров только с высшим образованием. В 1973 г. все средние военные училища (кроме авиационно-технических) преобразуются в высшие, многие командные училища со сроком обучения 4 года – в высшие командно-инженерные или инженерные с 5-летним сроком обучения.
К 1991 г. офицеров готовили 162 военных вуза – 18 академий, 3 военных института, 126 высших училищ, 7 военных факультетов при гражданских вузах и 8 средних военных училищ. Они обладали мощным научно-педагогическим потенциалом, развитой инфраструктурой, современной учебно-материальной базой.
С распадом СССР за пределами России осталось 48 военно-учебных заведений, готовивших офицеров по многим, в том числе уникальным специальностям. В короткие сроки была восстановлена целостность системы военного образования, подготовка офицеров приведена в соответствие с новыми структурой и численностью Вооруженных Сил и экономическими возможностями государства.
Подготовка офицеров совершенствовалась на основе Концепции развития системы военного образования, утвержденной в 1993 г., и Программы совершенствования системы военного образования, одобренной Государственной комиссией РФ по военному строительству и утвержденной министром обороны в 1998 г. Общее число военных вузов сократилось более чем в 2 раза, их укрупнили за счет их объединения или реорганизации училищ в филиалы ведущих вузов. Училища преобразованы в военные институты, 8 академий – в военные университеты. Система подготовки офицеров приведена в соответствие с новым законодательством. Введен контрактный порядок прохождения службы слушателей и курсантов, организована подготовка курсантов по двум специальностям – военной и родственной ей гражданской.
Уровни военного образования, перечень специальностей и сроки обучения пересмотрены с учетом требований государственных образовательных стандартов и новой многоуровневой структурой профессионального образования. Принято решение готовить офицеров как дипломированных специалистов с высшим профессиональным образованием. Были установлены единые сроки обучения.
Совершенствование системы военного образования продолжается, в ряде вузов изменяются сроки и содержание обучения. Ведущий вуз Космических войск вновь стал Военно-космической академией. Создан новый вуз – Московский Военный институт радиоэлектроники Космических войск.
В целом, положительно оценивая результаты преобразований, нельзя не сказать, что система военного образования еще не вышла на уровень, обеспечивающий полное и качественное комплектование Вооруженных Сил офицерами, рациональное использование выделяемых на эти цели средств. Решение этой проблемы возможно только в масштабе государства, на основе продуманной и всесторонне обеспеченной программы, опирающейся на научные исследования, педагогический опыт и традиции, накопленные системой военного образования за три века.
Комментарии