Свыше 30 законодательных и нормативных правовых актов обеспечивают нормативно-правовое регулирование процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности. Руководителям образовательных организаций необходимо знать об изменениях и дополнениях в нормативно-правовой базе в части аккредитации.
Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях. Задачей аккредитационной экспертизы в процедуре аккредитации является установление соответствия содержания и качества подготовки обучающихся ФГОС. В соответствии с ч. 23 ст. 92 закона аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам при наличии одного из оснований: выявление недостоверной информации в документах, представленных на процедуру аккредитации, или наличие отрицательного заключения по аккредитационной экспертизе. Новое аккредитационное требование об установлении достоверности приближает к моменту истины ответственное отношение руководителя образовательной организации к процедуре аккредитации. А ответственность начинается с простого умения директора внимательно читать документы, которые подаются на аккредитацию. Основные документы, по которым в процедуре аккредитации устанавливаются достоверность и соответствие, не являются закрытой информацией и доступны всем благодаря информационной открытости образовательной системы. Совершенно обоснованно любой эксперт может применить аналитические методы установления соответствий с ФГОС к любой образовательной организации, которая выходит на аккредитацию. К слову, в этом и заключены инструменты общественной экспертизы. Установление достоверности начинается с анализа подаваемых документов на аккредитацию – заявления и сведений о реализации образовательной программы. Ответственность директора начинается с заявления на аккредитацию. И если в заявлении и приложении к нему указаны количественные данные по контингенту, особенности реализации программ, они должны быть подтверждены документально, а не со слов или умозрительных предположений. То есть на момент заполнения установленных форм образовательная организация документально определяет и подтверждает свои сведения. Сколько обучающихся? Какова динамика движения контингента и какими документами это подтверждено? Каковы особенности реализации программы и как это отражено в содержании образовательной программы, локальных нормативных актах, учебных планах? К примеру, образовательная организация указывает в контингенте соответствующее количество детей-инвалидов. Для установления достоверности экспертной группе необходимо опираться на документы, которые отражают особенности организации образовательной деятельности для этой категории обучающихся. Директор, внимание, вопрос! Какими документами вы подтверждаете особенности организации образовательной деятельности с этой категорией обучающихся? Может быть, адаптированной образовательной программой? Может быть, в образовательной программе в разделе «Коррекционная работа»? Может быть, в соответствующих локальных нормативных актах? Может быть, в индивидуальных учебных планах? Директор, внимание, правильный ответ: это определяет образовательная организация самостоятельно в соответствии с законодательно закрепленными компетенцией, обязанностью и ответственностью образовательной организации. Если найти подтверждение указанных сведений невозможно, ответ очевиден. Другой пример. Образовательная организация указывает наличие электронного обучения, при этом в сведениях отмечает, что не использует дистанционные образовательные технологии. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Порядок реализации определен приказом Минобрнауки России от 9.01.2014 №2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В соответствии с ч. 3 ст. 16 закона при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. И соответственно если образовательная организация не представляет и не подтверждает все вышеуказанное, а подразумевает под электронным обучением ведение электронного журнала и переписку в электронной почте, то я снимаю шляпу! В последнее время я уже не читаю детективов – это лишнее для тех, кто читает образовательные программы, опубликованные в открытом доступе на официальных сайтах образовательных организаций. Закономерен вопрос: кто и как пишет основные образовательные программы? Неужели в той или иной школе нет остепененных педагогических или руководящих работников (имеются в виду ученые степени, установленные ВАК РФ), профессионально подготовленных и способных ответственно отнестись к самому важному тексту – основной образовательной программе школы! В настоящее время рекомендациями Минобрнауки РФ от 28.10.2015 года «О рабочих программах учебных предметов» упрощены требования к рабочим программам. Поэтому рабочие программы в целом уже можно прочитать, понять и проследить корреляцию содержания образования, планируемых результатов, оценочных средств в соответствии с учебным планом. Но прочитать и установить соответствие федеральному государственному образовательному стандарту аккредитуемой основной образовательной программы иногда задача трудновыполнимая. Вспоминаются слова песни «я тебя слепила из того, что было», как ни печально, но к такому жанру можно отнести текст основного документа той или иной школы. Допустим, школа прошла аккредитацию в 2013 году. До следующей аккредитации, как известно, далеко. За этот период произошло множество изменений и дополнений не только в законодательной и нормативно-правовой базе, но и внесены изменения в ФГОС. К примеру, в приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» уже дважды были внесены изменения приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1644 и приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577. Ответ на вопрос о том, должна ли аккредитованная школа внести изменения в свою образовательную программу с учетом указанных изменений, очевиден. А отсутствие положительного ответа на этот вопрос для школы, которая вступает в процедуру аккредитации, обернется для нее закономерными результатами. Другой пример. В установленном законодательством порядке определен порядок разработки примерных образовательных программ. Решением федерального УМО от 8 апреля 2015 г. (протокол от №1/15) примерная образовательная программа основного общего образования одобрена, опубликована на официальном сайте ФГОСРЕЕСТР (http://fgosreestr.ru/). Директор, внимание, вопрос! Примерная программа носит для образовательной организации примерный, рекомендательный или обязательный характер? Для того чтобы получить искомый ответ, нужно ответить на ряд небольших, но существенных вопросов в рамках самопроверки готовности к аккредитации. На каком основании вы будете устанавливать соответствие стандарту (ФГОС) наименование и перечень предметных областей и учебных предметов, обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений? В соответствии с чем вы проверите количество часов учебных занятий на весь срок освоения образовательной программы? Как вы проверите взаимосвязь и корреляцию компонентов образовательной программы – учебного плана (или учебных планов), календарного учебного графика, расписания учебных занятий? Не превышена ли предельно допустимая аудиторная нагрузка в том или ином классе? Соответствует ли содержание рабочих программ ФГОС? Отвечают ли учебники утвержденному Федеральному перечню? Разработаны ли программы внеурочной деятельности? Соответствует ли план внеурочной деятельности ФГОС? Правильный ответ на каждый из вышеуказанных ответов должен соответствовать ФГОС, а значит, примерная образовательная программа из ФГОС реестра выступает навигатором, ведущим к правильному курсу приведения к соответствию. Суровая новизна процедуры аккредитации в том, что даже одно небольшое несоответствие ведет к закономерному выводу – содержание образования не соответствует ФГОС.
Комментарии