Когда мы разрабатывали настоящий проект в октябре 2015 года, провели анкетирование родителей нашей группы на тему «Приемы самомассажа и закаливания детей в условиях семьи». В анкетировании приняли участие 23 человека. Анкеты содержали вопросы по использованию приемов самомассажа и закаливания, а также различных форм занятий, которые родители могут проводить с детьми в свободное время в помещении или на улице.
По результатам диагностики стало ясно, что более 65% родителей знакомы с приемами самомассажа и закаливания детей. Более 50% отметили, что получают информацию в рамках консультаций с воспитателями и медицинским работником детского сада №19 «Ручеек», более 35% получают информацию из СМИ, 5% имеют в окружении медработников, 10% затрудняются в выборе форм самомассажа и закаливания. Причин роста заболеваемости детей много: это и плохая экологическая обстановка в городе Печоре и Печорском районе (отмечают более 45% родителей), несбалансированное питание (присутствие в рационе продукции мясной переработки, макаронных изделий и так далее), снижение двигательной активности детей из-за недостаточной активности родителей (отметили более 54% родителей).Таким образом, перед нами стоит задача повысить уровень осведомленности родителей по формированию здорового образа жизни детей, а также повысить совместную активность детей и родителей в организации занятий по физической культуре и спорту в семье. Более 48% родителей отметили, что их ребенок болел не более трех раз в год, более 36% ответили, что болели более 4-5 раз в год, 20% – более 6-7 раз, остальные затруднились ответить.Указанные выводы по диагностике родителей позволили нам сформулировать проблему. Проблема: недостаточная заинтересованность детей и родителей в сохранении и укреплении своего здоровья.Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у малышей представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Дети должны научиться правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Надо помочь родителям привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.Задача по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может решаться как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в ходе режимных моментов, в проектной деятельности детей.Выявленные проблемы позволили определить цели и задачи проекта.Цели проекта:- создание условий развития детей в рамках здоровьесберегающей деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками;- формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности в здоровом образе жизни; – обеспечение максимальной активности детей.Задачи проекта: – формировать у детей и родителей навыки здорового образа жизни;- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью и здоровью членов своей семьи;- через беседы и игровую деятельность привлекать детей к выбору поведения и поступков, приносящих пользу здоровью, дать представление о значении для здоровья человека витаминов и физкультуры;- формировать у всех участников проекта активную жизненную позицию, направленную на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции;- создать серию книг: «О здоровье в шутку и всерьез!», «Микробы глазами детей», «Пословицы и поговорки о здоровье и красоте» и так далее.Ожидаемые результаты от реализации проекта: повышение уровня здоровья детей и снижение заболеваемости детей на 10-15 %; увеличение доли детей, посещающих спортивные секции и занимающихся различными видами спорта с родителями; изготовление родителями тематических альбомов «Витамины», «Виды спорта в России и Республике Коми» и других; сформированность у детей устойчивых представлений о том:- что такое здоровье и как его сберечь;- что такое режим и гигиена;- что такое самые значимые витамины, в чем они содержатся и как влияют на здоровье;- что есть полезные и вредные продукты, какие они;- что такое микробы и вирусы;- какие бывают болезни, что их вызывает.Тип проекта: исследовательско-творческий.Срок реализации проекта: один месяц.Этапы проекта: I этап (подготовительный): выбор темы с детьми (в рамках беседы).II этап (аналитический): диагностика родителей; определение целей, задач и этапов проекта (3-5 дней).III этап (основной): реализация всех запланированных мероприятий (3 недели).IV этап (заключительный): подведение итогов проекта, изготовление запланированных методических продуктов; заключительная диагностика родителей (1 неделя).Участники проекта: воспитатель, дети и родители.Литература и ресурсы:Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – электронный ресурс [режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637]. Ханова М.С. Детская иллюстрированная энциклопедия. – М., ООО «Издательство «Астрель», 2002.Пиль А. Мое тело. – М., ООО «Издательство «Астрель», 2002.Ход и реализация проектаI этап (подготовительный)Форма проведения: беседа.В рамках этого этапа вместе с детьми подготовительной группы «Колобок» выбрали тему проекта. В группе в книжном уголке есть детская энциклопедия «1000 вопросов и ответов», дети часто берут в руки книгу и по очереди рассматривают красочные иллюстрации. Особенно обращают свое внимание на строение человека, работу всех внутренних органов: сердца, почек, печени, легких и др. При этом в ходе беседы дети начали задавать вопросы о том, почему многие ребята группы болеют, что им нужно сделать, чтобы быстрее выздороветь.Так обозначилась тема проекта – «В здоровом теле здоровый дух». Для эффективной реализации программы разделили ее на подпрограммы: «Что делать, чтобы быть здоровым», «Питание и здоровье», «Вредная и полезная еда» и др.В ходе беседы детям были заданы вопросы:Что мы ЗНАЕМ о здоровье?- Здоровый человек не только тот, кто укрепляет свой организм при помощи физических упражнений, но еще и следит за своим здоровьем.- Чтобы быть здоровым, надо хорошо есть.- Еда бывает полезная и бесполезная.- Чтобы укрепить и сохранить здоровье, нужно заниматься спортом, физкультурой, закаляться, соблюдать режим дня, гулять на свежем воздухе.- Если не соблюдать правила гигиены, можно заболеть.- Вредные микробы убивают здоровье, а полезные помогают не заболеть.Что ХОТИМ УЗНАТЬ о здоровье?- Почему мы постоянно болеем?- Как можно защититься от болезней?- Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?- Для чего нужно поддерживать полезные микробы?- Какая еда полезная?- Что нужно делать, чтобы чувствовать себя здоровым?Как мы можем НАЙТИ ответ?- Спросить у родителей.- Узнать из книг, журналов и энциклопедий самостоятельно (для умеющих читать) или с помощью родителей.- Вместе с родителями посмотреть информацию в Интернете.- Спросить у врача в поликлинике или медработника детского сада.- Поинтересоваться у друзей или знакомых.- Из познавательных передач по телевидению.II этап (аналитический)Форма проведения: диагностика, мониторинг за 2015 год.В рамках реализации этого этапа проведено анкетирование родителей, определены цели, задачи и этапы проекта, разработана аналитическая справка о мониторинге по здоровьесбережению.III этап (основной)Работа над проектом включает в себя интеграцию образовательных областей «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка», которая осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей, воспитателей и родителей, а на отдельных этапах проекта – самостоятельной деятельности детей.Форма проведения: работа с детьми.Непосредственно образовательная деятельность в рамках реализации проекта проводится по следующим направлениям:таблОбразовательная деятельность с детьми в ходе режимных моментов1. Ежедневная профилактическая работа:- утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика, гимнастика пробуждения, дыхательная гимнастика; – гимнастика в постели после дневного сна;- поливание прохладной водой рук до локтя;- пальчиковые игры, физминутки, гимнастика для глаз; – подвижные игры в зале и на улице;- босохождение после сна по массажным и соляным дорожкам;- полоскание полости рта после каждого приема пищи;- принятие перед обедом лимонно-чесночного настоя;- проветривание помещений и др.2. Беседы.Обобщение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно спортом заниматься!»«Витамины я люблю – быть здоровым хочу».«Как устроено наше тело?»«Почему люди болеют?»«Беседа о здоровье, о чистоте».«Вредная и полезная еда».Беседа с элементами игры, которая включает прибаутки, используемые при мытье рук и умывании.3. Игры.Сюжетно-ролевые игры: «На приеме у врача», «Скорая помощь», «Семья», «Больница», «Магазин», «Поварята».Дидактические игры: «Валеология», «Вредные и полезные привычки», «Найди пару», «Хорошо или плохо», «Противоположности», «Мой день», «Кто я», «Правила гигиены».Подвижные игры: «Золотые ворота», «Перетягивание каната», «Узнай, кто позвал», «Опасные ситуации».Игры на развитие двигательного творчества: «Придумай – покажи», «Зеркало», «Делай как я!».Игры-драматизации: инсценировка отрывков К.Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», Ю.Тувима «Спор овощей».4. Рассматривание иллюстраций.5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.6. Чтение художественной литературы: К.Чуковский. «Мойдодыр», «Айболит». «Федорино горе»; М.Безруких. «Разговор о правильном питании»; Г.Зайцев. «Приятного аппетита», «Крепкие зубы»; А.Барто. «Я расту», «Девочка чумазая» и др.Формы проведения мероприятий: Фотовыставка «Спорт и хорошее настроение». Выставка детских рисунков «Быть здоровым здорово!». Разработка информационных листов для родителей «Здоровье – главное богатство человека», «Быть здоровым – это здорово!», «Гимнастика для глаз», «Кодекс здоровья». Помощь родителей в создании предметно-развивающей среды для организации занятий физической культурой (в уголке здоровья группы, снежный городок на уличной площадке и др.).IV этап (заключительный)В рамках данного этапа проекта итоги представлены на педагогическом совете. В ходе совместной деятельности детей и воспитателя изготовлены книжки «Пословицы и поговорки о здоровье», «О здоровье в шутку и всерьез!», «Микробы глазами детей». На последней неделе проекта проведено заключительное анкетирование родителей «О здоровье всерьез». Светлана САВЕЛЬЕВА, воспитатель группы «Колобок» детского сада №19 общеразвивающего вида города Печоры, Республика Коми
Комментарии