С каждым годом популярность физической культуры и спорта среди столичных школьников неуклонно растет. И это не просто слова. По итогам социологического опроса, проведенного специалистами Департамента образования города Москвы в прошлом году, 89% старшеклассников (были анкетированы около 10 тысяч детей) отметили, что занятия физической культурой и спортом представляют для них большой интерес. Это подтверждается еще и тем, что ежегодно в Москве более 20 тысяч учащихся 9-х и 11-х классов сдают экзамен по физической культуре по выбору. Дети чувствуют потребность в физической активности, становятся более уверенными в своих силах. Следует также отметить, что важную роль в спортивной жизни столичного образования и популяризации физической культуры среди детей разного возраста играет возрожденная пять лет назад спартакиада школьников.
Не оценкой единой
По мнению директора Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания, заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Юрия ПУЗЫРЯ, разговоры о том, что уровень физической подготовки московских школьников падает, не совсем соответствуют реальному положению дел.
– За несколько последних лет мы внедрили, хотя это и стоило больших трудов, современную систему мониторинга физической подготовленности школьников, – рассказывает Юрий Павлович. – На основе стандартных тестов разработали достаточно эффективную электронную систему обработки информации. Она необходима для того, чтобы успевать обрабатывать большой объем данных. Ежегодно у 60 тысяч детей и подростков, учащихся всех типов образовательных учреждений, осенью и весной, в конце учебного года, специалисты нашего центра снимают тестовые показатели и сравнивают их. Позитивность такого подхода заключается в том, что мы отслеживаем не только общее состояние физического здоровья детей, но и то, как улучшается их физическая подготовленность. Так же для нас очень важны данные о том, какие физические качества еще не сформированы у ребенка. В связи с этим по итогам осеннего тестирования мы, обработав тестовые данные, вносим изменения в работу наших учителей. Педагоги корректируют свои программы, внедряют специальные формы физического воспитания, обращают повышенное внимание на те физические качества, которые отстают у детей, и в течение учебного года работают на их улучшение. Это дает положительные результаты. В конце учебного года мы можем определить эффективность работы педагогов и учеников.
По словам Юрия Павловича, это разрешает давний спор, который идет в образовании, – нужна ли в школе оценка по физической культуре. Она, безусловно, нужна, потому что физическая культура – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и выпадать из него ни в коем случае не должна. Но напрашивается вопрос, за что и как ставить оценку. В Департаменте образования Москвы считают, что таких учителей физической культуры, которые пытаются возвести оценку в ранг индивидуального управления ребенком, в столичных школах быть не должно. Огромную роль в физическом воспитании детей играет индивидуальный подход. Например, протестировали школьника и определили уровень его физической подготовленности. Он может быть даже ниже, чем у других учеников. Но если ребенок в течение года, работал над собой, улучшал результаты, значит, он достоин положительной оценки. Не прямолинейный упор на голый норматив, фактически не отражающий уровня физического здоровья ребенка, а внимание к прогрессу, которого добился школьник в течение учебного года – это направление наиболее эффективно, за ним, несомненно, будущее, убеждены в Департаменте образования.
Спартакиада и межшкольные стадионы
В Москве сохранены и поддерживаются традиционные детские и юношеские соревнования, такие как «Чудо-шашки», «Белая ладья», «Золотой мяч», легкоатлетический турнир «Шиповка юных». В этом учебном году стартовала 5-я Спартакиада школьников по 22 видам спорта и более 40 видам программы в разных возрастных группах. На этапах соревнований принимают участие около миллиона московских школьников. Лидерами в комплексном зачете прошлогодней спартакиады стали Восточный, Южный и Северный учебные округа Москвы.
– Для спартакиады школьников мы подбираем те виды спорта, которые пользуются наибольшей популярностью в молодежной среде, – продолжает Юрий Пузырь. – Особое внимание, конечно же, обращаем на те виды спорта, которые не получают сегодня достаточного развития, например, легкую атлетику, кроссовую подготовку, виды спорта на выносливость. Это прежде всего командные игры, гимнастика. С этого учебного года есть новшества, и весьма перспективные, например, в школьной баскетбольной лиге сформирована группа из 14 команд, ученики 3-4-х классов по круговой системе провели уже более 100 игр. С этим турниром мы не прогадали. Детей просто не узнать. Ребята, которые еще недавно не могли добросить мяч до кольца, сегодня творят чудеса на площадке.
По программе правительства Москвы в течение последних трех лет в городе построено более 130 межшкольных стадионов. Они имеют разную структуру и набор спортивных площадок. Не везде есть большие футбольные поля, некоторые из них обладают площадками для игры в мини-футбол. Проблема межшкольных стадионов – их эксплуатация и содержание. Недавно Департамент образования разработал и направил в правительство Москвы требование к таким спортивным сооружениям. Пришкольные стадионы строились и раньше, но, к сожалению, никогда не предусматривались средства на их эксплуатацию. Должен быть график занятий, расписание, технический персонал, но самое главное – гигиенические сертифицированные покрытия. Эти проблемы в ближайшем будущем должны быть решены, и, по мнению специалистов, у межшкольных стадионов наметятся серьезные перспективы.
А на повестке дня уже следующий вопрос, которым активно занимаются в Департаменте образования Москвы, – развитие плавания, фантастического средства закаливания и оздоровления детского организма. Регулярно проводятся курсы по подготовке инструкторов, ежегодно в столице обучаются плаванию 80-90 тысяч детей. Это тоже целевая программа, требующая финансирования.
Борьба с компьютерной болезнью
Многое в столичном образовании меняется к лучшему, но проблем все равно хватает.
– Нас не удовлетворяет состояние материальной базы, потому что она постоянно должна совершенствоваться, – говорит Юрий Пузырь. – Появляются новые требования к спортивному инвентарю и оборудованию. В современной школе должно быть не менее двух спортивных залов, урок физической культуры должен проводиться не менее трех раз в неделю.
В Центре организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования Москвы разработаны интересные методики по применению средств физической культуры для борьбы с алкогольной и наркотической зависимостью среди молодежи. Ярким примером осложнений, связанных с гиподинамией, стало распространение у значительной части школьников так называемой компьютерной болезни. Компьютерные игры и программы нацеливают человека на виртуальную жизнь. Дети и подростки уходят от реальности. Многочасовое просиживание у компьютерных экранов приводит к ухудшению двигательных функций, нарушению осанки, расстройству походки и координации. У школьников повышаются раздражительность, вялость, апатия, головные боли. В ближайшее время в Департаменте образования Москвы предполагается открытие специализированного подразделения, которое будет работать в этом направлении.
В центре повышенного внимания Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания – обычный урок физкультуры в школе. Учителя должны владеть теорией физического воспитания, уметь работать над собой, самосовершенствоваться и помогать в этом подрастающему поколению. Ведь молодой человек, окончивший школу, вряд ли сможет полностью реализовать в дальнейшей жизни свои способности, если не будет физически здоров. В здоровом теле – здоровый дух – это и сегодня аксиома.
Комментарии