Разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоение им других ценностей физической культуры.
Специфика любого вида образования заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физкультуре возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения.
Развитие науки и передовой практики физкультурного образования значительно расширило представления о роли двигательной деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и укреплении биологических и психических процессов, происходящих в организме человека.
Ничто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии, она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.
Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов – внимания, восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшает умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятия из-за простудных заболеваний.
Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на центральную нервную систему, которая является главным регулятором всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, при этом фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. И добиваться этого можно на уроках физкультуры. Физическая культура – это естественно-биологический метод, в основе которого лежит обращение к основной функции организма – мышечному движению.
Уроки физкультуры – основное звено в цепочке оздоровления учащихся в гимназии. Они содействуют укреплению здоровья, правильному физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями.
В своей работе я основываюсь на современных психолого-педагогических теориях воспитания и развития личности, используют активные методы обучения и воспитания. Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что гимназист овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.
На примере одного урока по гимнастике с применением технологии оздоровительной направленности я попробую показать и раскрыть свои методические разработки.
Место проведения: спортивный зал.
Актуальность работы
На современном этапе развития образования улучшить ситуацию с оздоровлением детей поможет переход от авторитарных и групповых подходов в физическом воспитании учащихся к личностно ориентированным методам обучения и воспитания, базирующимся на индивидуальных возможностях. Личностно ориентированный подход в системе физического воспитания не стал еще для многих учителей физической культуры нормой в работе.
Цель: овладение основами физкультурной деятельности личностно ориентированной оздоровительной направленности.
Задачи:
1. Формировать знания и навыки практических действий, направленных на сохранение здоровья.
2. Обеспечивать необходимой информацией для формирования стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
3. Формировать представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Работа гимназии сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:
1) воспитательный, состоящий в воспитании у учащихся бережного отношения к своему здоровью, понимания ценности и важности поддержания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания следовать здоровому образу жизни;
2) обучающий, состоящий в обучении учащихся нормам здорового образа жизни, приемам и методам его реализации, а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;
3) оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее распространенных заболеваний, а также в улучшении таких необходимых качеств, как психическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.
Методика проведения разминки
Разминка в вводной части уроков гимнастики имеет особое значение. Благодаря правильному подбору комплексов упражнений с учетом возрастных особенностей происходит последовательное воздействие на различные группы мышц. Особое внимание уделяется растяжке мышц тела, в том числе по системе «стретчинг». Очень медленно сгибая и разгибая конечности, занимающиеся удерживают части тела от 5 до 10 секунд. Польза стретчинга заключается в том, что в мышцах при растягивании и удерживаниях активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Наиболее эффективен стретчинг при работе в парах, так как партнер усиливает нагрузку на мышцы. Но при этом гимнаст должен полностью доверять своему партнеру, поскольку растягивание мышц не должно достигать острых болевых ощущений. Во время разминки нужно уделять особое внимание правильному дыханию. Например, из положения сидя на матах руки вверху, партнер сзади, руки на спине первого. На счет «раз» глубокий вдох, «два», «три», «четыре» – наклоны вперед с помощью партнера с захватом руками голени и выдохом. Удерживать 2‑3 секунды. «Пять», «шесть», «семь», «восемь» – исходное положение с глубоким вдохом. Повторить 5‑7 раз.
После разминки я обычно использую расслабляющие упражнения и метод релаксации на 2‑3 минуты в положении лежа на матах с закрытыми глазами.
В основной части регулярно применяю систему силовой оздоровительной тренировки «Изотон».
Методика и организация основной части урока
В связи с тем что в стандартных рабочих планах по гимнастике использовано недостаточное, с моей точки зрения, количество элементов и упражнений, я расширила рабочую программу на базе 3‑го разряда по гимнастике, разделив каждый в отдельности класс на 4 рабочих отделения. Это позволило максимально увеличить плотность урока, поднять интерес учащихся к предмету и стимулировать оздоровительный процесс.
В планах присутствуют все элементы (звенья), предусмотренные программой, которые состоят из двух частей – базовой и вариативной (дифференцированной). Базовая часть составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и предусматривает обучение и совершенствование навыков и умений гимнастики. В вариативную часть включены комплекс упражнений из современных оздоровительных систем – атлетическая, спортивная гимнастика и гимнастика с элементами акробатики, а также углубленное изучение предмета. На уроках частично присутствуют элементы релаксации (расслабление организма), а также упражнения на статическое напряжение мышц, что позволяет эффективнее добиваться результатов физического совершенствования. Предусмотрены в плане домашнее и самостоятельные задания, упражнения для развития двигательных качеств и контроль за их развитием, воспитательная задача, основы знаний о физической культуре и межпредметные связи.
Методика к заключительной части
В заключительной части кроме стандартных – построения и задания на дом – я использую частичную форму релаксации для расслабления всего организма и подготовки к следующему уроку.
Методика и организация домашних заданий
Основные знания и умения по физической культуре дети получают в гимназии. Однако, чтобы иметь хорошее здоровье и физическое развитие, одних занятий в гимназии мало. Поэтому так важно ежедневно самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Первым шагом, первой ступенькой к самостоятельным занятиям физической культурой являются домашние задания. Для самостоятельных домашних занятий рекомендую детям посильные и безопасные упражнения в домашних условиях. Например, подтягивание из виса лежа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, различные прыжки (в длину с места, со скакалкой), упражнения для формирования осанки. Самое главное – все упражнения, которые даю для домашних заданий, проверяю на уроках, некоторые несколько раз за учебный год. И сразу становится ясно, как учащиеся выполняют дома заданные упражнения.
Предполагаемые результаты
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой.
Снижение уровня заболеваний среди учащихся.
Улучшение показателей физического развития.
Формирование осанки на уроках
Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье гимназистов возможны при сохранении правильной осанки, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов в организме.
Правильная осанка – это слегка опущенные плечи, отведенные назад, держащаяся прямо голова, подтянутый живот, выпрямленные колени, немного выступающая грудь. Нарушения правильной осанки – это результат изменения формы позвоночника: круглая, сутулая спина, выгнутая спина, сколиоз. Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека.
Осанка не бывает врожденной. Она формируется в процессе роста, развития ребенка, учебы, трудовой деятельности и занятий физическими упражнениями. Нарушения осанки возникают под влиянием самых разнообразных причин.
Одна из них, думаю, в том, что в школе существует кабинетная система. Ученик целый день, переходя из кабинета в кабинет, сидит за партой или столом, не соответствующими его росту.
Еще одна причина – многочасовое чтение при плохом освещении, это заставляет ученика ниже наклоняться над книгой, портить не только осанку, но и зрение. На своих уроках слежу за осанкой учащихся при прохождении всех разделов учебной программы в течение всего учебного года. Даю упражнения, где осанка формируется, прежде всего это происходит в ходьбе:
1. Ходьба обычная. Голову поднять, не сутулиться, смотреть прямо, плечи отвести назад.
2. Ходьба на носках, руки в различных положениях.
3. Ходьба на пятках, главное – не опускать таз, выпрямиться, прогнуться.
4. Ходьба перекатным шагом. Выполняя перекат с пятки, высоко подняться на носок, туловище прямое, голову поднять выше.
5. Ходьба острым шагом, высоко поднимая бедро.
Главное для меня, учителя физической культуры, – привить ученику привычку к регулярным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом на основе необходимых для этого знаний и здорового образа жизни. В свете этого, конечно, надо обязательно менять в лучшую сторону отношение некоторых учеников, их родителей, учителей других дисциплин, да и многих других людей к физической культуре, потому что без нее немыслимо физическое и нравственное здоровье человека.
К сожалению, проблем в решении вопросов сохранения и укрепления здоровья учащихся остается очень много. Только сообща, объединив усилия (учитель + ученик + родители), можно подготовить психически и физически развитого, социально адаптированного человека, подойти к созданию в школе здоровьесохраняющих и здоровьеукрепляющих условий обучения.
Елена ГОРЧАК, учитель физической культуры юридической гимназии №9 имени М.М.Сперанского, Ростов-на-Дону
Комментарии