search
main
0

В завтрашний день – через славное прошлое. По этому пути идут липецкие учителя

Последние годы Липецкая область бурно развивается, здесь во всех жизненно важных сферах внедряются новейшие технологии, вливаются необходимые финансовые средства. Этот регион Черноземья, можно сказать, самый успешный в Центральной России. Липецк, не так давно отметивший 300-летие со дня основания, славен не только знаменитым курортом с грязевым лечением и минеральной водой, известными со времен Петра Великого железоделательными, а затем и металлургическими заводами. Но сегодня, наверное, мало кто знает, что в 60-е годы прошлого века здесь произошли значительные события, связанные со школьным образованием. Необходимо отметить, что тогдашние высокие начальники в Министерстве просвещения признавали, что «…перестройка урока, осуществленная передовыми учителями Липецкой области, представляет собой крупнейшее событие в педагогической жизни нашей страны». Деятельность выдающегося ученого-педагога и педагога-психолога Константина Александровича Москаленко и его последователей, внедрявших в общеобразовательной школе эффективные учебно-воспитательные методики, получила название «Липецкий опыт».

К истокам

Прежде чем понять, что происходит в системе образования Липецка сегодня, давайте оглянемся назад.

Педагог-новатор Константин Москаленко, человек с большим жизненным опытом, прошел путь от простого учителя сельской школы до заведующего кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института. Еще в начале своей педагогической деятельности Константин Александрович понял, что в школе привычными методами качественно выучить детей с разными способностями невозможно. Прогрессивный учитель утверждал, что творческие работы принесут свои плоды только на основе прочных умений и навыков, которые вырабатываются упражнениями и опираются на глубокое понимание теории. К.А.Москаленко пришел к выводу, что «поурочный балл» дает больший педагогический эффект, чем стандартная оценка, и несет воспитательный характер. Дети становятся внимательными и активными, успеваемость повышается, улучшается дисциплина в классе.

Известный ученый Сталь Шмаков на одной из областных научно-практических конференций в конце 90-х годов вспоминал, что школа К.А.Москаленко воплощала энергию общественного опыта, она была не подчинением, а согласованием интересов учителей, которых Константин Александрович всегда и везде защищал. Защищал их творчество, их право оценивать скрытый мир ребенка, их умение слышать и понимать детей. К.А.Москаленко боролся за новую школьную идеологию. В конце своей жизни он говорил: «Я мечтаю о школе, русской по духу, этике, эстетике, культуре, досугу. Заела нас иностранщина. Безмерно жаль, что Россия разменивает свою психологию, свой шарм. Мораль – это мы, непохожие на других. А культура может быть только национальной… Одна из угроз, подступивших к нам вплотную, состоит в том, что каждое новое образование не хочет ни на что опираться».

В Липецке возвращение к новациям К.А.Москаленко и его сподвижников сегодня, несомненно, вызвано не только проблемами педагогического характера. В связи с перегрузкой и переутомлением ухудшается здоровье детей, большое количество школьников страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения и нервной системы. Следовательно, мысль К.А.Москаленко о перенесении центра обучения на урок в современной школе очень актуальна. «Новый материал ученики в основном усваивают на уроке в разных связях и сочетаниях, – говорил педагог-новатор. – Домашние задания минимизируются, в сентябре и мае не задаются совсем». Пятидневная учебная неделя с резервным днем, предложенная липецким ученым, отличалась от нынешней тем, что давала возможность прилежному ученику отдохнуть, а неуспевающему восполнить пробелы.

В Департаменте образования администрации г.Липецка понимают необходимость возвращения к истокам, не копируя идеи прошлого, а переосмысливая их с позиций современной школы – школы XXI века. Ежегодно лучшим работникам образования присуждается премия имени К.А.Москаленко, при городском учебно-методическом центре создана лаборатория «Второе дыхание», целью которой является возрождение и творческое развитие опыта липецкой школы. С каждым годом учителей, использующих в своей работе инновационные методики, становится все больше и больше. Липецкий опыт продолжают развивать прежде всего там, где он зарождался и успешно внедрялся.

Учитель – это дирижер

Школа №3 имени К.А.Москаленко – одна из старейших в городе. Ее история начиналась в 1918 году в рабочем поселке Свободный Сокол. Особой вехой в развитии школы стали 50-60-е годы прошедшего столетия. Новое здание построено в 1953 году, в нем просторные коридоры, широкие окна и высокие потолки. Но не поэтому учителя липецкой школы №3 одними из первых включились в эксперимент по освоению передовых методик. История школы тесно связана с именем К.А.Москаленко. В те годы он был заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута и стал проводить в жизнь идею реформирования урока в базовых школах (№№3, 8). Также преобразования проводились благодаря энергии директора школы Василия Никаноровича Путилина. Человек незаурядный и творческий, он не мыслил себя вне школы. В.Н.Путилину удалось воплотить в жизнь оригинальную идею – провести в Липецке Всесоюзный съезд «третьих» школ. Однажды в местном Доме культуры собрались для обмена опытом директора средних школ под номером «3» из многих уголков Советского Союза.

«Наши учителя первыми стали работать по педагогической системе К.А.Москаленко, – говорит директор школы №3 Светлана Тюнина. – Липецкий опыт – это огромный пласт, на котором базируется работа педагогов по новым инновационным технологиям. Школа гордится тем, что наши ученики – активные участники, призеры спортивных соревнований, творческих и исследовательских конкурсов и предметных олимпиад различного уровня. Продолжая традиции липецкой школы, работаем по системе педагогов – наших земляков. В этом году мы успешно провели областной семинар для учителей начальных классов.

Собравшись за «круглым столом», учителя со стажем вспоминали, как высоко были в те годы требования к уроку, как уходили от набивших оскомину стандартов и примитивов. В школе усиленно велась работа по формированию грамотности, устной и письменной речи, шло развитие логического мышления, вырабатывался единый темп урока. В практику входило комментированное письмо, которое сегодня, к сожалению, во многих школах утратило свое первоначальное значение. Комментирование сопровождалось опорными схемами, специальными правилами и основывалось на принципах внутренней речи. Создавая методику предупреждения ошибок, учителя понимали, что ошибку лучше предупредить, чем исправлять.

Педагоги школы, в том числе и учитель начальных классов Раиса Островская, положили в основу своей работы перспективно-опережающее обучение.

«Объемные и трудные темы разбиваются на блоки и вводятся постепенно, – поясняет Раиса Семеновна. – На уроке сильный ученик работает, опираясь на самостоятельность и творчество, более слабый отталкивается от схемы. Нужно постоянно помнить, что учитель – это дирижер, а младшие школьники – великие «почемучки» и фантазеры. Чем глубже впечатления и ярче образы, тем легче они запоминаются, и дети стремятся передать их в своем творчестве. Когда мысль ребенка разбужена, он сочиняет сказки, рисует, пишет стихи и рассказы. Детские произведения помогают лучше узнать внутренний мир ребенка, раскрывают способности «молчунов» и неуспевающих».

Факел, который надо зажечь

В липецком лицее №66 тоже не забывают традиции.

Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Ольга Миляева – победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Ольге Сергеевне повезло – она училась у К.А.Москаленко и работала методистом под его руководством.

«В педагогике я почти 30 лет и все это время стараюсь воплощать в жизнь идеи своего учителя, – говорит О.С.Миляева. – Я никогда не начинаю урок с проверки домашнего задания и вызовов к доске с целью проверки знаний и выставления оценки в журнал. Знания, умения и навыки выявляются в течение урока. Самое главное, чтобы урок был построен на положительных эмоциях. Ребенок должен с радостью идти в школу. В свое время К.А.Москаленко говорил: «Необходимо, чтобы все уроки, все без исключения, начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью». Именно это общее настроение класса создает в нем благоприятную обстановку. Малейшее продвижение «слабого» ученика всячески поощряется. Чтобы у детей воспитывался интерес к учению, очень важен фактор психологического внушения. Школьникам надо постоянно внушать, что у них все обязательно получится, пусть у одних раньше, у других позже. Ведь одно из древнейших педагогических правил гласит: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».

За долгие годы работы в школе Ольга Сергеевна убедилась, что методика К.А.Москаленко помогает сделать так, чтобы в классе не было униженных и оскорбленных. Нельзя ребенка выставлять на позор, если он чего-то не знает или у него что-то не получается, дети должны помогать друг другу, чтобы никто из них не чувствовал себя одиноким и отчужденным.

* * *

О липецких традициях можно рассказывать много. Самое главное то, что они не забыты и развиваются. Например, в школе №4 создан уникальный музей, где рассказывается о местных учителях-новаторах и их плодотворной работе. Хотелось бы также отметить, что по результатам единого государственного экзамена вот уже несколько лет средний показатель школьников г.Липецка несколько выше, чем в среднем по стране.

По словам заместителя директора МУ «Информационно-методический центр г.Липецка» Натальи Болдыревой, на базе всех школ, где работают последователи К.А.Москаленко, продуктивно действуют методические объединения, лаборатории, межшкольные мастерские, проводятся педагогические чтения, с каждым годом растет число его последователей. Кстати сказать, среди них не только молодые педагоги начальной школы и филологи, но и учителя других предметов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте