Последние годы Липецкая область бурно развивается, здесь во всех жизненно важных сферах внедряются новейшие технологии, вливаются необходимые финансовые средства. Этот регион Черноземья, можно сказать, самый успешный в Центральной России. Липецк, не так давно отметивший 300-летие со дня основания, славен не только знаменитым курортом с грязевым лечением и минеральной водой, известными со времен Петра Великого железоделательными, а затем и металлургическими заводами. Но сегодня, наверное, мало кто знает, что в 60-е годы прошлого века здесь произошли значительные события, связанные со школьным образованием. Необходимо отметить, что тогдашние высокие начальники в Министерстве просвещения признавали, что «…перестройка урока, осуществленная передовыми учителями Липецкой области, представляет собой крупнейшее событие в педагогической жизни нашей страны». Деятельность выдающегося ученого-педагога и педагога-психолога Константина Александровича Москаленко и его последователей, внедрявших в общеобразовательной школе эффективные учебно-воспитательные методики, получила название «Липецкий опыт».
К истокам
Прежде чем понять, что происходит в системе образования Липецка сегодня, давайте оглянемся назад.
Педагог-новатор Константин Москаленко, человек с большим жизненным опытом, прошел путь от простого учителя сельской школы до заведующего кафедрой педагогики и психологии Липецкого педагогического института. Еще в начале своей педагогической деятельности Константин Александрович понял, что в школе привычными методами качественно выучить детей с разными способностями невозможно. Прогрессивный учитель утверждал, что творческие работы принесут свои плоды только на основе прочных умений и навыков, которые вырабатываются упражнениями и опираются на глубокое понимание теории. К.А.Москаленко пришел к выводу, что «поурочный балл» дает больший педагогический эффект, чем стандартная оценка, и несет воспитательный характер. Дети становятся внимательными и активными, успеваемость повышается, улучшается дисциплина в классе.
Известный ученый Сталь Шмаков на одной из областных научно-практических конференций в конце 90-х годов вспоминал, что школа К.А.Москаленко воплощала энергию общественного опыта, она была не подчинением, а согласованием интересов учителей, которых Константин Александрович всегда и везде защищал. Защищал их творчество, их право оценивать скрытый мир ребенка, их умение слышать и понимать детей. К.А.Москаленко боролся за новую школьную идеологию. В конце своей жизни он говорил: «Я мечтаю о школе, русской по духу, этике, эстетике, культуре, досугу. Заела нас иностранщина. Безмерно жаль, что Россия разменивает свою психологию, свой шарм. Мораль – это мы, непохожие на других. А культура может быть только национальной… Одна из угроз, подступивших к нам вплотную, состоит в том, что каждое новое образование не хочет ни на что опираться».
В Липецке возвращение к новациям К.А.Москаленко и его сподвижников сегодня, несомненно, вызвано не только проблемами педагогического характера. В связи с перегрузкой и переутомлением ухудшается здоровье детей, большое количество школьников страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, органов зрения и нервной системы. Следовательно, мысль К.А.Москаленко о перенесении центра обучения на урок в современной школе очень актуальна. «Новый материал ученики в основном усваивают на уроке в разных связях и сочетаниях, – говорил педагог-новатор. – Домашние задания минимизируются, в сентябре и мае не задаются совсем». Пятидневная учебная неделя с резервным днем, предложенная липецким ученым, отличалась от нынешней тем, что давала возможность прилежному ученику отдохнуть, а неуспевающему восполнить пробелы.
В Департаменте образования администрации г.Липецка понимают необходимость возвращения к истокам, не копируя идеи прошлого, а переосмысливая их с позиций современной школы – школы XXI века. Ежегодно лучшим работникам образования присуждается премия имени К.А.Москаленко, при городском учебно-методическом центре создана лаборатория «Второе дыхание», целью которой является возрождение и творческое развитие опыта липецкой школы. С каждым годом учителей, использующих в своей работе инновационные методики, становится все больше и больше. Липецкий опыт продолжают развивать прежде всего там, где он зарождался и успешно внедрялся.
Учитель – это дирижер
Школа №3 имени К.А.Москаленко – одна из старейших в городе. Ее история начиналась в 1918 году в рабочем поселке Свободный Сокол. Особой вехой в развитии школы стали 50-60-е годы прошедшего столетия. Новое здание построено в 1953 году, в нем просторные коридоры, широкие окна и высокие потолки. Но не поэтому учителя липецкой школы №3 одними из первых включились в эксперимент по освоению передовых методик. История школы тесно связана с именем К.А.Москаленко. В те годы он был заведующим кафедрой педагогики и психологии Липецкого пединститута и стал проводить в жизнь идею реформирования урока в базовых школах (№№3, 8). Также преобразования проводились благодаря энергии директора школы Василия Никаноровича Путилина. Человек незаурядный и творческий, он не мыслил себя вне школы. В.Н.Путилину удалось воплотить в жизнь оригинальную идею – провести в Липецке Всесоюзный съезд «третьих» школ. Однажды в местном Доме культуры собрались для обмена опытом директора средних школ под номером «3» из многих уголков Советского Союза.
«Наши учителя первыми стали работать по педагогической системе К.А.Москаленко, – говорит директор школы №3 Светлана Тюнина. – Липецкий опыт – это огромный пласт, на котором базируется работа педагогов по новым инновационным технологиям. Школа гордится тем, что наши ученики – активные участники, призеры спортивных соревнований, творческих и исследовательских конкурсов и предметных олимпиад различного уровня. Продолжая традиции липецкой школы, работаем по системе педагогов – наших земляков. В этом году мы успешно провели областной семинар для учителей начальных классов.
Собравшись за «круглым столом», учителя со стажем вспоминали, как высоко были в те годы требования к уроку, как уходили от набивших оскомину стандартов и примитивов. В школе усиленно велась работа по формированию грамотности, устной и письменной речи, шло развитие логического мышления, вырабатывался единый темп урока. В практику входило комментированное письмо, которое сегодня, к сожалению, во многих школах утратило свое первоначальное значение. Комментирование сопровождалось опорными схемами, специальными правилами и основывалось на принципах внутренней речи. Создавая методику предупреждения ошибок, учителя понимали, что ошибку лучше предупредить, чем исправлять.
Педагоги школы, в том числе и учитель начальных классов Раиса Островская, положили в основу своей работы перспективно-опережающее обучение.
«Объемные и трудные темы разбиваются на блоки и вводятся постепенно, – поясняет Раиса Семеновна. – На уроке сильный ученик работает, опираясь на самостоятельность и творчество, более слабый отталкивается от схемы. Нужно постоянно помнить, что учитель – это дирижер, а младшие школьники – великие «почемучки» и фантазеры. Чем глубже впечатления и ярче образы, тем легче они запоминаются, и дети стремятся передать их в своем творчестве. Когда мысль ребенка разбужена, он сочиняет сказки, рисует, пишет стихи и рассказы. Детские произведения помогают лучше узнать внутренний мир ребенка, раскрывают способности «молчунов» и неуспевающих».
Факел, который надо зажечь
В липецком лицее №66 тоже не забывают традиции.
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Ольга Миляева – победитель конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Ольге Сергеевне повезло – она училась у К.А.Москаленко и работала методистом под его руководством.
«В педагогике я почти 30 лет и все это время стараюсь воплощать в жизнь идеи своего учителя, – говорит О.С.Миляева. – Я никогда не начинаю урок с проверки домашнего задания и вызовов к доске с целью проверки знаний и выставления оценки в журнал. Знания, умения и навыки выявляются в течение урока. Самое главное, чтобы урок был построен на положительных эмоциях. Ребенок должен с радостью идти в школу. В свое время К.А.Москаленко говорил: «Необходимо, чтобы все уроки, все без исключения, начинались с положительных эмоций и заканчивались детской радостью». Именно это общее настроение класса создает в нем благоприятную обстановку. Малейшее продвижение «слабого» ученика всячески поощряется. Чтобы у детей воспитывался интерес к учению, очень важен фактор психологического внушения. Школьникам надо постоянно внушать, что у них все обязательно получится, пусть у одних раньше, у других позже. Ведь одно из древнейших педагогических правил гласит: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь».
За долгие годы работы в школе Ольга Сергеевна убедилась, что методика К.А.Москаленко помогает сделать так, чтобы в классе не было униженных и оскорбленных. Нельзя ребенка выставлять на позор, если он чего-то не знает или у него что-то не получается, дети должны помогать друг другу, чтобы никто из них не чувствовал себя одиноким и отчужденным.
* * *
О липецких традициях можно рассказывать много. Самое главное то, что они не забыты и развиваются. Например, в школе №4 создан уникальный музей, где рассказывается о местных учителях-новаторах и их плодотворной работе. Хотелось бы также отметить, что по результатам единого государственного экзамена вот уже несколько лет средний показатель школьников г.Липецка несколько выше, чем в среднем по стране.
По словам заместителя директора МУ «Информационно-методический центр г.Липецка» Натальи Болдыревой, на базе всех школ, где работают последователи К.А.Москаленко, продуктивно действуют методические объединения, лаборатории, межшкольные мастерские, проводятся педагогические чтения, с каждым годом растет число его последователей. Кстати сказать, среди них не только молодые педагоги начальной школы и филологи, но и учителя других предметов.
Комментарии