Цель: познакомить учащихся с конституционными полномочиями Президента РФ и процедурой его избрания. Развивать умения работать с нормативно-правовыми актами (Федеральным законом «О выборах Президента РФ», Конституцией РФ). Учить вести дискуссию, слушать и слышать высказывания своих одноклассников, работать в группах. Воспитывать уважительное, толерантное отношение детей к противоположному мнению.
Группа Статья 32, Конституция Российской Федерации; статьи 1, 3, 6, 8, 29, 34, 35, 36, 37, 39, 49, 50, 76, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».Группа Статьи 83, 84, 86, 89, 90, Конституция Российской Федерации.Группа Статьи 12, 19, 20, 21, 23, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
Основные понятия: Президент РФ, выборы, избиратель, кандидат, Избирательная комиссия, предвыборная агитация.
Ход урока
Занятие начинается с работы над высказыванием:
«Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть» (Сюньцзы).
Как вы понимаете эти слова?
Почему автор этих слов дает такое сравнение?
Попробуйте определить тему нашего урока.
Класс делится на 4 группы (по 6-7 человек). Группы назовем «великолепной семеркой», каждая будет знакомиться с материалами и документами о выборах Президента РФ. После нашего урока вы будете знать об основных полномочиях Президента РФ, о том, кто и как может стать Президентом РФ.
Распределим вопросы для обсуждения. От каждой группы подходят по одному представителю и наугад берут один вопрос.
№1. Кто такой Президент РФ? Как долго один человек может занимать этот пост?
№2. Кто может стать Президентом РФ? Каким образом?
№3. Каковы полномочия Президента РФ?
№4. Кто принимает участие в организации и проведении выборов Президента РФ?
На подготовку и обсуждение отводится 3 минуты. Затем каждая группа выступает со своими предложениями. На выступление каждой группе отводится 1 минута.
Работа с нормативными документами
Каждая «великолепная семерка» получает пакет с извлечениями из нормативных документов (Федерального закона «О выборах Президента РФ», Конституции РФ, ФР «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Находит ответ на свой вопрос в этих документах, а в процессе изучения знакомится с новыми понятиями, определения которых записываются в тетради.
Задача: изучить документы, составить текст выступления группы по своему вопросу, схему выступления на ватмане, которую можно будет применить при защите своей работы. Поэтому в группе распределяются роли – кто с каким документом работает, кто составляет схему, кто ее рисует. Это может быть не традиционная схема, а ассоциативный рисунок. Подключите вашу фантазию, но помните о том, что по вашей защите остальные группы должны понять суть вопроса и сделать соответствующие записи в своих тетрадях.
Защита предложений «великолепных семерок»
На выступление отводится 3-4 минуты. Остальные внимательно слушают, задают вопросы, уточняют, делают в тетрадях записи, которые помогут воспроизвести в памяти изученное на уроке при подготовке дома.
Подведение итогов
С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились?
Что нового узнали?
Как вы считаете, почему стать Президентом Российской Федерации можно только с 35 лет?
Насколько высока ответственность президента? Перед кем он в ответе?
Как вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, баллотирующийся на пост президента?
Практическая работа – тренинг «Кандидат от партии»
Выдвижение кандидата
Задача следующего этапа урока – применить на практике полученные знания. Учиться отстаивать свою точку зрения, но при этом уважать мнение своих одноклассников.
Представьте себе, что каждая группа сейчас является одной из политических партий. Ваша задача – определить, кто из членов вашей группы по своим деловым и личностным качествам может достойно представлять интересы партии на выборах президента нашей детской республики «Простор».
Для этого любой из вас вправе выдвинуть свою кандидатуру или кандидатуру кого-то другого из членов партии, подчеркивая основные достоинства и указывая слабые стороны (недостатки) этого человека.
Особо прошу обратить ваше внимание на критерии отбора кандидатов. Подумайте, что вы цените больше всего в человеке, выдвигая его на серьезную и ответственную должность? Его деловые качества? А если он действительно предприимчивый, но очень жесткий человек? Как тогда будут развиваться его социальные программы? Или в первую очередь для вас важны его человеческие достоинства? А если он общителен и весел, но очень неорганизован в работе? Ведь тогда сложно доводить начатое дело до конца?
Поэтому сначала составьте список критериев, а затем начинайте выдвижение и обсуждение кандидатур.
Давайте определимся с процедурой голосования. Например, можете это сделать открытым голосованием (поднятием руки). Можно принять тайное голосование. Для этого вам нужно на отдельном листочке бумаги написать фамилию того кандидата, кто, на ваш взгляд, подходит для этой деятельности. Та кандидатура, за которую отдано больше голосов, и становится кандидатом от партии.
На обсуждение критериев отбора, выдвижение кандидатур и голосование отводится примерно 10-12 минут. Каждая группа должна выбрать своего кандидата в президенты детской республики «Простор».
Разработка программы кандидата
На данном этапе нужно составить план деятельности кандидата. Написать тезисы его выступления. Содержание их должно быть достаточно серьезным, т.е. отражать его программу.
Выступление кандидатов
На выступление кандидатам отводится две минуты. Остальные могут задавать свои вопросы.
Представьте себе, что вы выступаете в прямом эфире по телевидению. Мне нужен помощник – телеведущий прямого эфира, который будет представлять наших кандидатов и давать слово представителям партии для вопросов. (На данную роль лучше всего выбрать более активного ученика.)
Учитель обращает внимание на то, удасться ли выступить всем членам группы. Прислушиваются ли ребята к мнению всех участников, в том числе и молчаливых, дают ли возможность им высказаться. Там, где часто и много говорят лишь отдельные ученики, необходима помощь педагога. Нужно тактично напомнить, что все имеют право голоса, являются полноправными членами данной партии. Лидер не может настаивать на своем мнении. Все-таки окончательное решение должно быть за группой. Если в группе разгорается слишком бурная дискуссия, можно попросить ребят закрыть глаза и помолчать 30 секунд, думая при этом: «Все ли правильно я делаю? Толерантно ли я отношусь к своим одноклассникам?» Затем продолжить работу…
Рефлексия
Какой партии, на ваш взгляд, удалось наиболее продуктивно поработать?
Какие сложности вы встретили?
Как с ними справились?
Какие выводы для себя сделали?
Какие новые знания приобрели? Чему научились?
Заинтересовала ли вас политическая деятельность? Чем?
Задания группам
Группа №1. Кто такой Президент РФ? Как долго один человек может занимать пост Президента? Статьи 80, 81, 87, 91 Конституция Российской Федерации.
Группа №2. Кто может стать Президентом РФ? Каким образом? Статья 32, Конституция Российской Федерации; статьи 1, 3, 6, 8, 29, 34, 35, 36, 37, 39, 49, 50, 76, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
Группа №3. Каковы полномочия Президента РФ? Статьи 83, 84, 86, 89, 90, Конституция Российской Федерации.
Группа №4. Кто принимает участие в организации и проведении выборов Президента РФ? Статьи 12, 19, 20, 21, 23, Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».
Основные термины и понятия:
агитация предвыборная – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, чтобы побудить избирателей к голосованию за кандидата;
бюллетень – избирательный бюллетень для голосования;
выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
избиратель – гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом;
избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов;
избирательное право активное – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
избирательное право пассивное – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
кандидат – лицо, выдвинутое в установленном порядке в качестве претендента на должность в органах государственной власти или органах местного самоуправления.
Наталия ГУДОШНИКОВА, учитель права и граждановедения, Саранск
Комментарии