Острые, неудобные (особенно для чиновников) и волнующие очень многих темы – пожалуй, главная характеристика текстов, которые публикуются на сайте «УГ» www.ug.ru под рубрикой «Взгляд». Это открытая площадка для тех, кто готов высказать свою позицию – честно и аргументированно, сдержанно или эмоционально. И такие слова попадают в цель. Немало тем из «Взглядов» нашего сайта стали поводами для экспертного обсуждения на федеральных радиостанциях (например, лидер по количеству комментариев – «Взгляд» «Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию?»), а серия материалов сайта «УГ» по поводу введения неотлаженной системы электронных журналов в московских школах (http://www.ug.ru/article/787) и «Взгляд» «Возвращаемся к лучине: московские школы переходят от электронного журнала к бумажному» сыграли свою роль в том, что позиция возмущенных педагогов была услышана и стороны конфликта получили возможность обсудить ситуацию на заседании Комиссии по образованию Мосгордумы. Историю с увольнением за нелояльность к главе администрации директора 26-й школы города Волчанска Сергея Воронина тоже не удалось замолчать благодаря публикациям в «УГ» и другим СМИ. Директор был восстановлен в должности.
Сегодня мы публикуем дайджест «Взглядов-2014», ставших самыми читаемыми и обсуждаемыми на сайте «УГ» и наших страницах в соцсетях – ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере.24 февраля 2014 годаСергей ВОРОНИН, Волчанск, Свердловская область:О справедливости и правде – моя история борьбыПункт 2 статьи 278 Трудового кодекса стал инструментом политического преследования думающих руководителей, многим из которых уже давно не нужно было доказывать свою профессиональную состоятельность. Разве только главам, которые, победив на выборах, в одночасье стали профессионалами во всех сферах – от педагогики и здравоохранения до ЖКХ и социальной политики.Увы, лояльность к главам администрации, «правильная» позиция руководителей в период избирательных кампаний, умение «вилять хвостом», закрывать глаза на произвол и непрофессионализм чиновников, а иногда и вообще на преступные деяния, «нужное» голосование в представительном органе (если популярный директор является еще и депутатом местной Думы) – именно из этих факторов складывается решение главы – оставить или уволить того или иного руководителя.Полный текст – http://ug.ru/insight/42531 мая 2014 годаЕлена СТАРОСТИНА, Омск: Почему сиротам отказывают в праве на жилье?Детей-сирот часто не ставят на учет как нуждающихся в жилье. Даже о том, что по этому поводу надо просто написать заявление, многие не в курсе. Права свои эти ребята знают плохо. А защищать их чиновники не спешат.Полный текст – http://ug.ru/insight/44419 августа 2014 годаЕвгений ВИРЯЧЕВ, Вологда: Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию?Придет сентябрь, и наши школьники вновь переступят школьный порог. Все как обычно. За исключением одного – пока шли каникулы, мир вокруг России изменился.Страна ступила на тропу войны с наиболее влиятельными державами земного шара.Война эта пока экономическая, информационная, психологическая, дипломатическая, и наши парни, слава богу, не стоят «у военкоматов с бритыми навеки головами». Но как в любой военной кампании, появились прорывы и отступления, жертвы и агрессоры, герои и предатели, патриоты и пацифисты.Так или иначе эта тема будет возникать на школьных уроках. Надо ли педагогу открыто выражать свою гражданскую позицию (разумеется, если она у него есть)? Стоит ли учителю, который, надеюсь, все еще остается одним из «компасов» для большинства учеников, настроить, в какой-то мере поддержать своих подопечных в такое смутное время? Нет? Но мы обязаны согласно ФГОС формировать «нравственные и социально обусловленные внутренние качества учащихся – ценности, убеждения, принципы». А как это сделать без учета современности, без того, о чем говорят в автобусах, в очередях, в соцсетях, не говоря уже о раздувании в СМИ?Полный текст – http://ug.ru/insight/45517 сентября 2014 годаСветлана ПОТАПОВА, Великий Новгород: Кто виноват в том, что мы начали замечать национальность друг друга?Кто виноват в том, что мы начали замечать национальность друг друга? Что нас разъединило? Точно знаю, если в школах детей делят на черных и белых, «разборок» между представителями разных национальностей будет больше.Полный текст – http://ug.ru/insight/4579 ноября 2014 годаАртем МОРОЗОВ, Москва: Возвращаемся к лучине: московские школы переходят от электронного журнала к бумажномуЯгодки начались в конце четверти, когда все школы Москвы пошли в систему электронного журнала. И вот тут сервера перестали справляться. Журнал «зависал», не открывался, периодически пропадали данные, вызывая новый стресс, но потом ночью данные вдруг неожиданно восстанавливались. А еще в журнал захотели попасть родители и не смогли, начали обрывать телефоны своим классным руководителям с вопросами, почему, что и как.Непонятно, как можно было выставлять такой некачественный и неработоспособный проект на всеобщее обозрение? Почему этот проект не прошел апробацию сначала в нескольких школах, потом в отдельном округе? И только потом отработанный проект следовало выставлять на всю Москву. Сколько работаю в системе образования, знаю, что есть в ней понятие «эксперимент». Так вот начать здесь нужно было с эксперимента, так же как и во всем, получив независимую экспертную оценку новации.Полный текст – http://ug.ru/insight/46527 ноября 2014 годаМария КАЛУЖСКАЯ, Екатеринбург: Абсурд пришел в российские школы: только ленивый не дает нам указаний, на какую тему жить, учиться, радоваться и протестоватьРекордное количество телефонограмм мы получили в середине ноября: 127 штук в неделю!.. Причем каждая из них включает в себя по несколько (до 15-20) подпунктов: организовать, обеспечить явку, предоставить отчет – как правило, вчера; направить конкурсантов, провести контрольные работы и срезы. И конечно, равняться на федеральные, региональные, городские и районные тематические мероприятия – пресловутые дни трезвости (или отказа от курения – это разные вещи!), недели безопасности, месячники безаварийности и т. д., и т. п. «А ничего, что у нас еще и свои праздники есть?» – «Ничего, только отмечайте их в свободное от генерального графика время. Дней 12-15 в году у вас же остается? Ну вот, только фотографии пришлите. И новость на сайте выложите без опоздания. Все должны видеть, какая насыщенная в наших школах жизнь. Индивидуальный маршрут для каждого».При этом я совсем не против единого регулирования, тем более не отрицаю пользу адекватной (экологичной) профилактики и воспитательной работы. Однако основой системы воспитания является здоровая школьная атмосфера, включающая личный пример взрослых – учителей, родителей, старших учеников, выпускников. И разнообразная событийность, т. е. целый спектр живых внутришкольных дел, выполняемых не по указке и для отчета, а потому что они естественно «выросли» в сообществе. Если потом «прорастут» наружу и станут делами районными, городскими или даже международными, слава богу. И включаться в них мы будем по зову сердца, а не по мандату долга. Внешнего долга.Полный текст – http://ug.ru/insight/4719 декабря 2014 годаВера КОСТРОВА, Нижний Новгород: Штампы с чужого плеча. Что увидели учителя, прочитав сочинения 11-классниковСвоих мыслей в детских сочинениях почти не встречается. Встречаются в основном чужие, навязанные взрослыми, выраженные безликими общими фразами или плоскими, невыразительными штампами с чужого плеча.Полный текст – http://ug.ru/insight/475NB! Все тексты рубрики «Взгляд» можно прочесть в архиве на сайте «УГ» www.ug.ru/insight/archive. А если у вас есть собственный взгляд на острую тему (по образованию, культуре и науке), пишите нам по адресу: maksim@ug.ruОльга МАКСИМОВИЧ, редактор сайта «УГ»
Комментарии