Одно из решений задачи по подготовке кадров для инновационного развития России – проект МИРО, лицея №1550 и профильных вузов в рамках экспериментальной деятельности на площадке «Разработка и реализация программ предпрофессионального инженерного образования».
Специфика такой формы – ориентация на инженерное образование, но не на одну отрасль, а на несколько, начиная от авиационной и ракетной техники до биоинженерии. Если не проводить специальную подготовку перед вузом, высшая школа сталкивается с проблемой недоступности программы технических вузов для большинства первокурсников: они не могут понять излагаемый преподавателями материал, не приспособлены к режиму обучения, испытывают трудности в организации своей учебной деятельности. Инженерная деятельность весьма широкая область, которая требует особой подготовки. Например, на первом курсе технического вуза студенты должны владеть основами черчения, но этот предмет исключен из программы многих школ, хотя понимание основ конструирования, элементарные представления о правилах выполнения эскизов и чертежей пригодятся в любом техническом вузе.Сейчас, когда лицей находится в процессе реорганизации (он войдет в образовательный комплекс вместе с общеобразовательной школой и двумя детскими садами),важно разработать комплексную программу развития образовательной организации, учитывающую специфику и эксклюзивность лицея, с одной стороны, и коррелирующую с мировыми тенденциями подготовки инженерных кадров, с другой. В лицее накоплен большой опыт предпрофильной подготовки инженеров, в основном для авиационной промышленности. Специфика модели организации системы предпрофессионального обучения в образовательном комплексе заключается в ориентации на подготовку школьников к получению инженерного образования в техническом вузе. Это означает, что особое внимание уделяют деятельностному содержанию образования, включающему освоение конструкторской, исследовательской и проектной деятельности.Согласно новым ФГОС для средней школы у учащихся должны формироваться помимо предметных особые метапредметные знания и способности к пониманию, коммуникации, рефлексии, проектированию, исследованию. При такой организации обучения существуют особые возможности реализации этих требований через осуществление проектной и исследовательской деятельности учащихся. Начав работать над исследованием в 10-м классе, молодой человек способен достичь по-настоящему значимых и востребованных страной результатов к выпускному курсу. Обучение в процессе работы над реальным проектом становится общемировой традицией, студенты вузов за время обучения выполняют до 10 проектов, связанных с конкретными задачами промышленности. Это могут быть проекты и исследования, совместно проводимые школьниками, студентами, аспирантами и преподавателями вузов, тогда ликвидируется разрыв между различными ступенями образования. При взаимодействии конкретных вузов и школ система выстраивания проектной и исследовательской деятельности будет варьироваться. С одной стороны, преподаватели вузов могут вести занятия на базе школ, с другой стороны, в вузах с развитой экспериментальной базой (например, в национальных исследовательских университетах) организуют занятия в учебных лабораториях или на территории профильных предприятий промышленности. При таком выстраивании взаимодействия с вузами учащиеся школ получают возможность участвовать в актуальных научно-исследовательских разработках в области инженерии, проводить собственные эксперименты, изучая передовые технологии инновационной промышленности, когда в проектную работу школьных групп включаются представители высшей школы, могут формироваться научно-исследовательские и конструкторские молодежные группы. Такие выпускники станут не инженерами-чертежниками низшего звена, а в составе проектных групп будут способны решать комплексные задачи.Проект «Разработка и реализация программ предпрофессионального инженерного образования» подразумевает создание концепции и разработку модели организации профильного инженерного образования в образовательном комплексе, научно-методическое обеспечение (помощь в запуске детско-взрослых проектных и исследовательских разработок, обучение педагогов работе в деятельностном залоге и с учетом новых требований ФГОС, разработка конкретных сценариев занятий совместно с коллективом школы), организацию взаимодействия образовательного комплекса с социальными партнерами, в частности исследование возможностей вузов по организации деятельностного обучения школьников.Согласно концепции инженерного образования и промышленного и технологического форсайта РФ «Современное инженерное образование» можно выделить базовые инженерные компетенции, которые в том числе необходимы выпускникам школ для продолжения обучения в профильных инженерных вузах. Это мультидисциплинарное системное мышление; представление о контексте инженерной деятельности; хорошие коммуникативные навыки; способность мыслить критически и творчески, самостоятельно и в команде; способность адаптироваться к быстрым изменениям; знание современных достижений науки и технологий мирового уровня; умения «задумывать – проектировать – реализовывать», а также «управлять» сложными продуктами и системами в современных условиях; способность к выделению общесистемных связей и закономерностей; приспособленность к работе в условиях неопределенности и недостаточности информации; наличие разнообразных технических навыков, способность применять обоснованные технические решения, комплексные компетенции «конструктора-технолога-расчетчика», «конструктора-технолога-экономиста».Тематика проектной работы учащихся школ, ориентирующих детей на инженерное образование, должна быть направлена на введение старшеклассников в передовые технологические разработки, в сферу интересов практико-ориентированной науки. Сейчас прослеживается тенденция перехода от индивидуальных проектов к коллективным формам ведения проектной деятельности. Это связано в первую очередь с возможностью комплексного рассмотрения проблемы, решаемой в проекте, анализа ее из разных фокусов, учета различных позиций. Система организации проектной деятельности не должна замыкаться внутри школы. Необходимо проработать форму взаимодействия с конкретными партнерами (в частности, с профильными инженерными вузами со сходной тематикой исследований), с которыми обсуждают, совместно разрабатывают и реализуют конкретные проекты. Выстраивание системы взаимодействия с партнерами также подразумевает разработку программы выездов учащихся на профильные предприятия и посещение как научно-исследовательских и разработческих фирм, так и предприятий, производящих и эксплуатирующих технику. Порядок выездов учащихся на предприятия должен соотноситься с этапами наращивания «инженерных» компетентностей. Для этого необходимо разработать специальную программу, предусматривающую решение в каждой поездке учащимися небольшой исследовательской задачи или возникновение проектного замысла путем включения их в определенное время в соответствующую деятельность, предоставление для этой деятельности необходимой базы. Для обмена опытом разработок, взаимного обогащения и экспертизы должно быть организовано определенное коммуникативное пространство, где учащиеся не только получают импульс к дальнейшим действиям, но и наращивают мыслительные и коммуникативные способности.Уже сейчас в лицее есть три профиля: инженерно-технический, информационно-технологический и физико-математический, с 8-го класса учащиеся, поступающие в лицей, могут выбрать определенный профиль и в случае необходимости сменить его (до начала 10-го класса), в старшей школе каждый ученик обучается по одному из выбранных профилей в соответствии с углубленной программой. В соответствии с инженерной направленностью обучения в лицее работают кружки и секция дополнительного образования.На следующий год запланированы проведение круглых столов с вузами и представителями промышленности по обсуждению инженерных компетенций, которые должны формироваться на различных ступенях обучения и образовывать целостную систему обучающих семинаров для педагогов комплекса, ведущих проектную деятельность; разработка тематической программы выездов учащихся, направленная на формирование командных проектных замыслов. Мария МАЙСАК, старший научный сотрудник центра прогнозных исследований и стратегии развития образования МИРО
Комментарии