Как отмечается в Концепции модернизации образования, одобренной Госсоветом и Правительством Российской Федерации, в современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является развитие правового образования. Одним из шагов в этом направлении стало проведение Всероссийской олимпиады школьников по праву, организованной после трехлетнего перерыва по инициативе Российского фонда правовых реформ и Минобразования России. В Ростове-на-Дону состоялся заключительный этап олимпиады.
В организационный комитет и жюри вошли известные ученые, преподаватели, адвокаты, методисты, представители органов управления образованием. Председателем оргкомитета олимпиады стал первый заместитель министра образования Российской Федерации Виктор Болотов, в его состав вошел также министр общего и профессионального образования Ростовской области Леонид Ковалев. Жюри возглавил Геннадий Мальцев, член-корреспондент Академии наук Российской Федерации.
Конкурсные задания прошли экспертизу преподавателей Московской государственной юридической академии, Государственного университета – Высшая школа экономики, МГУ им.М.В.Ломоносова, Московского городского педагогического университета. Демоверсия заданий была заблаговременно опубликована в педагогической прессе.
Школьный и региональный этапы олимпиады прошли в 58 субъектах Российской Федерации. Хотя по финансовым причинам не все регионы смогли направить своих представителей на заключительный этап олимпиады. География его участников весьма обширна и включает в себя наряду с другими Приморский и Хабаровский края, Агинский Бурятский и Ханты-Мансийский автономные округа, Кабардино-Балкарскую, Калмыцкую и Чувашскую республики, республики Северная Осетия, Мордовия, Коми, Карелия и, конечно, города Москву и Санкт-Петербург. Всего в заключительном этапе приняли участие 128 учащихся 9-11-х классов из 109 образовательных учреждений, при этом доля учеников школ с углубленным изучением права (лицеи, гимназии) составила не более 45 процентов.
Программа заключительного этапа олимпиады была очень насыщенной и напряженной как для школьников и руководителей региональных команд, так и для организаторов. Прежде всего, конечно, это три тура конкурсных испытаний, предусматривавших выполнение тестов, включавших вопросы с выбором ответа и в свободной форме. Решение правовых задач, а также написание эссе на правовую тему, его презентацию и оппонирование. Все туры заключительного этапа проходили в здании Донской публичной библиотеки.
Во второй половине дня для ребят устраивали разнообразные мероприятия: деловая игра “Игровой суд”, конкурс “Права потребителя”, встречи с работниками Ростовского областного суда, членами Законодательного собрания и избирательной комиссии Ростовской области, экскурсии по городу, в краеведческий музей, в г. Азов, посещение музыкального театра.
Руководители региональных команд прослушали ряд лекций. Приняли участие в научно-практической конференции “Проблемы и перспективы регионализации правового образования”, в семинаре “Проекты в области правового образования. Опыт Ростовской области” и “круглом столе” “Правовое образование в школе: состояние и перспективы”, на которых обсудили основные проблемы развития правового образования в регионах и пути их решения, формы кооперации учителей и организаций, занимающихся вопросами гражданско-правового образования, обменялись опытом. Все эти занятия, семинары получили высокую оценку педагогов. Они также подготовили письмо министру образования Российской Федерации, в котором обращали внимание на необходимость более активной поддержки Минобразованием России преподавания права в основной и старшей школе, включения права в федеральный компонент Базисного учебного плана, так как формирование правового сознания и культуры подрастающего поколения в современной России является вопросом государственной политики, в значительной мере определяющим будущее страны.
Несмотря на то, что право в 90-е годы было исключено из перечня обязательных учебных предметов в школе, участники олимпиады продемонстрировали хорошую подготовку и высокий уровень знаний. В финал по результатам первого и второго тура вышли не 12, как планировалось, а 28 участников (9-й класс – 7 учащихся, 10-11-й класс – 11 учащихся). Но и после презентации эссе разница в баллах финалистов была минимальной. Итоговый рейтинг участников олимпиады был опубликован на сайте www.pravo.publib.rsu.ru. После напряженных дебатов жюри назвало 12 победителей и призеров олимпиады.
В параллели 9-х классов ими стали: Екатерина Романенко, ученица школы N 16 г. Старый Оскол Белгородской области – первое место; Дмитрий Махотин, ученик гимназии N 8 г.Твери, и Иван Токмаков, ученик лицея N 25 г.Ижевска Удмуртской республики – второе место; Евгения Лебедева, ученица школы N 460 г.Москвы и Александр Христофоров, ученик гимназии N 122 г.Казани (Республика Татарстан) – третье место.
В параллели 10-11-х классов первое место было присуждено Артему Демидову, ученику лицея-интерната N 2 г.Казани (Республика Татарстан); второе место – Егору Батанову, ученику экономико-правового лицея г.Кирова, и Ольге Ореховой, ученице гимназии N 2 г.Нижний Новгород. Третье место поделили Алла Захарова, ученица школы N 3 г.Лабытнанги Ямало-Ненецкого АО, Артем Кадиков, ученик гимназии N 39 г.Уфы (Республика Башкортостан), Марина Самарина, ученица школы N 39 г.Казани (Республика Татарстан), и Владимир Чесноков, ученик школы N 29 г.Санкт-Петербурга.
Награждение победителей и участников олимпиады состоялось 23 марта на торжественном закрытии олимпиады. Им были вручены дипломы Минобразования России, грамоты и дипломы РФПР. Кроме того, победители и призеры олимпиады, победители в отдельных номинациях, количество которых было более 20, получили ценные и памятные подарки, сувениры от Российского фонда правовых реформ, Института “Открытое общество”, издательства “Вита-пресс”, ООО “Консультант плюс”, ОАО “Донтабак”, ОАО “Ростовский часовой завод”, НП “Информационно-правовой консорциум “Кодекс”, издательство “Статут”, Ростовского государственного университета и многих других спонсоров. Но, может быть, самым дорогим подарком для победителей олимпиады стало сообщение представителей Государственного университета – Высшая школа экономки (г.Москва), а также ряда региональных вузов о готовности принять победителей олимпиады на юридический факультет без экзаменов.
Состав участников и результаты олимпиады, с одной стороны, подтвердили высокую значимость правовых знаний в образовательном цензе современного школьника, востребованность правовой подготовки в школах России и показали, что в этом направлении в регионах ведется большая работа. С другой – они выявили проблемы и трудности становления правового образования школьников, преодоление которых на современном этапе невозможно без активной государственной поддержки.
Комментарии