C заслуженным учителем РФ, обладательницей дорогой для нее награды – медали ордена «За заслуги перед Отечеством» Татьяной Бабуровой мы встретились на IX Международном фестивале военно-патриотического фильма имени С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж», посвященного 200-летию Бородинского сражения. Она входила в состав жюри конкурсной программы полнометражного игрового кино. И не случайно. Оказалось, что Татьяна Ивановна участвовала в съемках фильма «Война и мир», проходивших недалеко от Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря, что под Волоколамском.
Именно у его стен бессменный президент фестиваля, народная артистка России Ирина Константиновна Скобцева-Бондарчук в торжественной обстановке открыла памятную доску. Её установили в честь 200-летия Победы России в Отечественной войне 1812 года и в знак памяти и уважения к труду кинорежиссера Сергея Бондарчука и его творческого коллектива, которые здесь в 60-е годы XX столетия снимали героические эпизоды фильма «Война и мир» по роману Льва Николаевича Толстого.
Эта земля, расположенная в древнем местечке Теряев Дорок, как откровение явилась когда-то преподобному Иосифу Волоцкому и стала источником просветительства, привлекая к себе в течение многих веков умных, деятельных, радеющих об общем благе людей.
Примечательно, что обитель в советское время была школой, в которой училась будущий учитель русского языка и литературы, руководитель музея «Волоколамская земля» гимназии № 1 города Волоколамска Татьяна Бабурова. Она помнит себя в этих стенах первоклассницей в 1950 году и выпускницей; помнит первый сбор пионерской дружины, который проводила, работая в родной школе. Именно тогда, в 1966-м, здесь снимали фильм «Война и мир» по роману великого Льва Толстого.
Татьяна Ивановна считает, что свой путь на этой земле Сергей Бондарчук начинал почти как святой Иосиф: он поселился в скиту, который основал Преподобный. И на съемки шел или ехал по парадной светлой аллее. Воду пил из колодца, выкопанного святым Иосифом. А вечером на берегу скитского пруда, у костра, что светился до рассвета, обсуждал с единомышленниками детали предстоящих съемок. Интересно, что Татьяна Бабурова родилась в скиту, в котором с 1942 года располагалась больница. В ней работали её бабушка и мама. Поэтому в начале 60-х годов она часто заходила сюда по вечерам и, стоя на крыльце своего бывшего дома, наблюдала за людьми у костра.
Оказалось, что вся округа готовилась к съемкам с 1964 года. Прибывшие солдаты поселились в соборной роще. А когда приезжают гусары, то девицы выходят замуж. Поэтому семей в тот период, свидетельствует Татьяна Ивановна, образовалось немало. Например, Виктор Карасев, приехавший в Теряево для «тушения пожаров Москвы», и Валентина Демина, участвовавшая в «массовке», в прошлом году отметили 45-летие своей семейной жизни.
Далеко по округе разносился стук топоров. Поднималась Москва с домами Ростовых, Болконских и других господ и Сухаревой башней. При этом вся округа погрузилась в чтение романа Толстого, который найти было непросто. Все следили за тем, как бы Бондарчук чего не пропустил! «И мы, теряевцы, – говорит Татьяна Бабурова, – гордились тем, что имели к съемкам особое отношение: у нас построили Москву. Все ходили, можно сказать, по территории Кремля, учились носить старинные платья, отрабатывали осанку».
Одним из первых съемочных эпизодов был фрагмент из романа, когда купец Ферапонтов кричит народу, чтобы тащили муку из лавки. Сохранившийся возле школы деревянный медовый сарай стал мучной лавкой. Когда мощные вентиляторы погнали побелку, то она плотно укладывалась всей «массовке» во влажные от жары волосы. Хотя потом прически разбирались в течение нескольких дней, никого это не огорчало.
Во время съемок не обошлось и без курьезов. Так, подруга Бабуровой как-то пожаловалась ей, что поздоровавшись с Бондарчуком, услышала от него следующее: «Вы, девушка, обознались». Оказалось, что это был дублер Сергея Федоровича – волоколамец Юрий Девочкин. Он помогал режиссеру выходить из кадра, чтобы смотреть на всё со стороны.
Татьяна Ивановна рассказывает, что на первом этаже её школы, в спортзале, была костюмерная, где работникам школы костюмы выдавали без очереди. А у нее было любимое платье тяжелого вишневого шелка с рисунком и кружевами. Когда на съемках кричали: «Девушка с косой, на передний план!», – то это вызывали её. «И вот, нагрузившись узлами, – говорит она, – мы вклиниваемся в поток беженцев. Кажется, что военной баталией командовать проще: там организация идет изнутри. А командовать тысячами людей, изображающих растерянных жителей, сложнее. Пьеру, например, нужно было пробраться к коляске Ростовых, а «массовку» не сдвинешь быстро. И снимали дубль за дублем…».
Хотя на киноленте она себя… не увидела, но в 2002 году, случайно купив журнал «Сериал» (привлек анонс на обложке), на его развороте рядом с фотографиями Ирины Скобцевой, Сергея Бондарчука и Василия Ланового вдруг обнаружила кадр со своим участием. Вот это был для нее настоящий подарок!
Татьяна Ивановна глубоко благодарна Ирине Константиновне Скобцевой-Бондарчук и всем кинематографистам за самоотверженный труд и приобщение людей к великой эпопее Толстого. «Наша земля, – говорит она, – помнит преподобного Иосифа Волоцкого и Сергея Бондарчука. Помнит всех, кто помогал ему: операторов, осветителей, костюмеров, гримеров, артистов. Теперь ещё памятная доска долгое время будет напоминать людям о замечательном кинорежиссере, всеми своими фильмами прославлявшем подвиг солдата и тысяч русских людей – защитников Отечества».
И добавила, что в 1978 году, когда она возглавляла делегацию учителей и учащихся Московской области на Всероссийском литературном празднике в Ясной Поляне в честь 150-летия со дня рождения Льва Толстого, одна девочка из города Саранска подарила ей изумительные стихи, с которыми она хочет познакомить читателей «Учительской газеты»:
Спустился утренний туман
В ночные сонные глазницы –
Я до рассвета пью роман
И не могу никак напиться.
Одна страница как глоток,
Но жажды он не утоляет,
Лишь с новой силой заставляет
Испить родник волшебных строк.
Война и мир, любовь и смерть
Вновь оживают на страницах.
Я вижу небо Аустерлица
И над Москвой пожаров смерч.
Я пью роман, смеясь и плача,
Как можно только счастье пить.
Я вижу все вокруг иначе,
Иначе начинаю жить.
И откровенно призналась: «Когда по окончании праздника из конференц-зала бывшей школы вышла публика, я оказалась во власти дорогих и печальных дум. Мне хотелось, чтобы в эти двери передо мной вошли мои учителя, директор школы – все, кто знал и любил меня, кто верил, что из меня получится неплохой учитель. Мне было бы не стыдно посмотреть им в глаза. Ведь это скит с водой из святого колодца, и земля преподобного Иосифа Волоцкого, и мои родители и учителя, прекрасные книги и фильмы, напряженный труд каждого дня (на сегодня мой педагогический стаж насчитывает 52 года!), – сделали из меня учителя. И я испытываю удовлетворение от того, что до сих пор делаю что-то полезное для земли, на которой родилась, выросла, где обрела мудрость и выучила сотни достойных людей…»
Фото автора
Комментарии