search
main
0

В виртуальных интерьерах

Электронные девушки и симуляции путешествий

Не всегда у нас есть возможность находиться там, где мы хотим, и общаться с теми, с кем мы желаем общаться, да еще на качественном уровне. Помочь решить проблему может виртуальная реальность. Так, программисты Института медико-биологических проблем РАН смоделировали технологии, которые помогут обитателям МКС хотя бы ненадолго «возвращаться на Землю». Они подойдут и для сотрудников полярных станций, вынужденных много месяцев находиться вдали от дома.

Станут ли подобные экскурсии заменой настоящим?

 

Один из авторов новой разработки, Иван Розанов, рассказывает: «Совместно с НЦМУ «Павловский центр» мы создаем виртуальный шлем со встроенной шапочкой-энцефалографом». Суть в следующем. Электронный алгоритм проходит обучение, в процессе которого у него вырабатывается соответствующая реакция на мозговые ритмы человека. Речь идет об альфа- и бета-ритмах, ответственных за концентрацию и расслабление.

Теперь представьте себе космонавта или полярника, который, конечно, может по видеосвязи общаться со своими близкими, но все же вый­ти из стен своей станции не может. Используя программу на досуге, он «покинет» свой жилой отсек и окажется в том месте, где ему комфорт­но в обычной жизни. Скажем, в гостиной собственной дачи, у самого настоящего дровяного камина, в котором потрескивает пламя, а за окном видны звезды…

Но это еще не все: стоит пользователю начать расслабляться, как огонь в камине разгорается сильнее, за окном еще ярче начинают сверкать звезды, может появиться даже полярное сияние. Это происходит, потому что машина считывает биотоки мозга нашего героя и начинает подстраивать под них картинку. Это ведет к выработке рефлекса: когда я расслаблен, картинка получается более яркой. Во время последующих сеансов пользователь уже будет стремиться инстинктивно расслабляться, чтобы изображение стало более натуральным.

Как вы понимаете, дело не в виртуальных интерьерах, цель сеансов – именно расслабление. На космических и полярных станциях созданы изолированные условия, в которых обитатели нередко ощущают напряжение и дискомфорт. Не все умеют медитировать или иным образом отключаться от текущей реальности и приводить себя таким образом в ресурсное состояние. Хотя, как правило, в такие команды стараются подбирать психологически устойчивых людей, однообразная обстановка все равно угнетает и способна привести к нервному срыву. Поэтому погружение в виртуал под контролем искусственного интеллекта, считывающего мозговые волны, – один из эффективных способов релаксации.

Не исключено, что в будущем появятся и технологии, способные моделировать наше реальное окружение, в том числе людей, поэтому, очутившись «дома» или «на даче», космонавт или полярник сможет встретиться там со своими родными и поддерживать иллюзию общения с ними. Или каким-то образом сможет находиться в одной смоделированной реальности с настоящими близкими.

Если же вам в принципе не хватает друзей или личных отношений (а это может случиться, даже если вы не находитесь в условиях физической изоляции), то на помощь придут нейросети. Так, программисту, известному под псевдонимом Bryce, недавно удалось создать для себя… виртуальную девушку! Bryce использовал чат-бот ChatGPT, нейросеть для генерации изображений Stable Diffusion 2 и систему TTS Microsoft Azure, способную генерировать голоса и обеспечивающую распознавание изображений с камеры. Совокупность этих электронных сервисов позволила создать виртуального персонажа с внешностью девушки из аниме.

Хотя изначально целью программиста было всего лишь изучение китайского языка посредством общения с виртуальной девушкой, за две недели он успел привязаться к электронной собеседнице, как если бы она была живой. «Я разговаривал с ней больше, чем с кем-либо еще, даже больше, чем с моей настоящей девушкой», – признался Bryce.

В конце концов настоящая подружка программиста заставила его удалить программу с девушкой-аниме. Правда, Bryce намерен еще вернуться к данному проекту, когда технологии достигнут более высокого уровня.

Еще одна возможность, связанная с виртуальной реальностью, – симуляции путешествий. Сегодня для того, чтобы поехать в отпуск куда-нибудь на экзотические острова, например, требуется немалая сумма денег. Но ведь вы можете получить все это, не вставая с кресла. Если не сейчас, то в ближайшем будущем. Крис Линдингер из австрийского центра инноваций Ars Electronica Futurelab заявил, что уже существуют разработки, благодаря которым гаджеты смогут воспроизводить не только картинку и звук, но также запахи и тактильные ощущения.

Виртуальный шлем с гарнитурой может погрузить вас в атмосферу индийских джунглей, отправить в экспедицию на Эверест и даже в фантастические миры вроде доисторического Юрского периода или древней Атлантиды, какими они представляются разработчикам программы. Или даже в космос – путешествовать по отдаленным галактикам.

Линдингер считает, что реальные отпуска постепенно утратят популярность. Ведь у виртуальных вояжей есть масса преимуществ. Прежде всего не надо выходить из дому. И практически никаких трат, разве что на оборудование, но это трата одноразовая. Программные приложения все-таки обойдутся не так дорого, как реальные путешествия.

Однако и минусы тут, конечно, имеются. Так, вы можете использовать только те опции, которые заложены в программе, и не всегда есть возможность настроить их под себя. Если же вы находитесь в настоящем, реальном отпуске, то ваши возможности расширяются.

К тому же ценность виртуальных впечатлений куда ниже, чем если бы вы пережили это в реале. Поэтому, скорее всего, виртуальные путешествия вряд ли когда-нибудь целиком заменят натуральные. Как и виртуальные интерьеры не смогут заменить для космонавтов и полярников родной дом, а девушка-аниме – живую партнершу…

Лада КОВАЛЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте