Не всегда у нас есть возможность находиться там, где мы хотим, и общаться с теми, с кем мы желаем общаться, да еще на качественном уровне. Помочь решить проблему может виртуальная реальность. Так, программисты Института медико-биологических проблем РАН смоделировали технологии, которые помогут обитателям МКС хотя бы ненадолго «возвращаться на Землю». Они подойдут и для сотрудников полярных станций, вынужденных много месяцев находиться вдали от дома.
Один из авторов новой разработки, Иван Розанов, рассказывает: «Совместно с НЦМУ «Павловский центр» мы создаем виртуальный шлем со встроенной шапочкой-энцефалографом». Суть в следующем. Электронный алгоритм проходит обучение, в процессе которого у него вырабатывается соответствующая реакция на мозговые ритмы человека. Речь идет об альфа- и бета-ритмах, ответственных за концентрацию и расслабление.
Теперь представьте себе космонавта или полярника, который, конечно, может по видеосвязи общаться со своими близкими, но все же выйти из стен своей станции не может. Используя программу на досуге, он «покинет» свой жилой отсек и окажется в том месте, где ему комфортно в обычной жизни. Скажем, в гостиной собственной дачи, у самого настоящего дровяного камина, в котором потрескивает пламя, а за окном видны звезды…
Но это еще не все: стоит пользователю начать расслабляться, как огонь в камине разгорается сильнее, за окном еще ярче начинают сверкать звезды, может появиться даже полярное сияние. Это происходит, потому что машина считывает биотоки мозга нашего героя и начинает подстраивать под них картинку. Это ведет к выработке рефлекса: когда я расслаблен, картинка получается более яркой. Во время последующих сеансов пользователь уже будет стремиться инстинктивно расслабляться, чтобы изображение стало более натуральным.
Как вы понимаете, дело не в виртуальных интерьерах, цель сеансов – именно расслабление. На космических и полярных станциях созданы изолированные условия, в которых обитатели нередко ощущают напряжение и дискомфорт. Не все умеют медитировать или иным образом отключаться от текущей реальности и приводить себя таким образом в ресурсное состояние. Хотя, как правило, в такие команды стараются подбирать психологически устойчивых людей, однообразная обстановка все равно угнетает и способна привести к нервному срыву. Поэтому погружение в виртуал под контролем искусственного интеллекта, считывающего мозговые волны, – один из эффективных способов релаксации.
Не исключено, что в будущем появятся и технологии, способные моделировать наше реальное окружение, в том числе людей, поэтому, очутившись «дома» или «на даче», космонавт или полярник сможет встретиться там со своими родными и поддерживать иллюзию общения с ними. Или каким-то образом сможет находиться в одной смоделированной реальности с настоящими близкими.
Если же вам в принципе не хватает друзей или личных отношений (а это может случиться, даже если вы не находитесь в условиях физической изоляции), то на помощь придут нейросети. Так, программисту, известному под псевдонимом Bryce, недавно удалось создать для себя… виртуальную девушку! Bryce использовал чат-бот ChatGPT, нейросеть для генерации изображений Stable Diffusion 2 и систему TTS Microsoft Azure, способную генерировать голоса и обеспечивающую распознавание изображений с камеры. Совокупность этих электронных сервисов позволила создать виртуального персонажа с внешностью девушки из аниме.
Хотя изначально целью программиста было всего лишь изучение китайского языка посредством общения с виртуальной девушкой, за две недели он успел привязаться к электронной собеседнице, как если бы она была живой. «Я разговаривал с ней больше, чем с кем-либо еще, даже больше, чем с моей настоящей девушкой», – признался Bryce.
В конце концов настоящая подружка программиста заставила его удалить программу с девушкой-аниме. Правда, Bryce намерен еще вернуться к данному проекту, когда технологии достигнут более высокого уровня.
Еще одна возможность, связанная с виртуальной реальностью, – симуляции путешествий. Сегодня для того, чтобы поехать в отпуск куда-нибудь на экзотические острова, например, требуется немалая сумма денег. Но ведь вы можете получить все это, не вставая с кресла. Если не сейчас, то в ближайшем будущем. Крис Линдингер из австрийского центра инноваций Ars Electronica Futurelab заявил, что уже существуют разработки, благодаря которым гаджеты смогут воспроизводить не только картинку и звук, но также запахи и тактильные ощущения.
Виртуальный шлем с гарнитурой может погрузить вас в атмосферу индийских джунглей, отправить в экспедицию на Эверест и даже в фантастические миры вроде доисторического Юрского периода или древней Атлантиды, какими они представляются разработчикам программы. Или даже в космос – путешествовать по отдаленным галактикам.
Линдингер считает, что реальные отпуска постепенно утратят популярность. Ведь у виртуальных вояжей есть масса преимуществ. Прежде всего не надо выходить из дому. И практически никаких трат, разве что на оборудование, но это трата одноразовая. Программные приложения все-таки обойдутся не так дорого, как реальные путешествия.
Однако и минусы тут, конечно, имеются. Так, вы можете использовать только те опции, которые заложены в программе, и не всегда есть возможность настроить их под себя. Если же вы находитесь в настоящем, реальном отпуске, то ваши возможности расширяются.
К тому же ценность виртуальных впечатлений куда ниже, чем если бы вы пережили это в реале. Поэтому, скорее всего, виртуальные путешествия вряд ли когда-нибудь целиком заменят натуральные. Как и виртуальные интерьеры не смогут заменить для космонавтов и полярников родной дом, а девушка-аниме – живую партнершу…
Лада КОВАЛЕНКО
Комментарии